Что такое геймдев и как туда попасть: специальности и зарплаты в Украине

Гейм-девелопмент — процесс дизайна, разработки и релиза игры.

Иногда гейм-девелопментом занимается один человек и добивается успеха — как это было со Stardew Valley, Undertale, Axiom Verge, Dust: An Elysian Tale. Обычно это занимает годы. 

Но чаще всего над игрой работают от трех до тысячи специалистов. Как минимум, на проекте должны быть профессионалы в таких областях, как программирование, гейм-дизайн и создание графики. На основе этих базовых профессий разрослись целые ветви специальностей и специализаций — на сегодня их насчитывают до сотни! Рассмотрим основные из них, расскажем о том, кому они подходят, а также затронем зарплатный вопрос — сколько можно зарабатывать, работая в геймдеве в Украине.

Программирование

Программисты создают код — основу игрового мира, благодаря этому пользователи могут перемещаться по игровому миру и в принципе взаимодействовать с ним. 

Самые распространенные специализации программистов в геймдеве:

  • Программист игрового процесса или игровой механики (Gameplay Developer) — программирует взаимодействие игрока с игровым миром. 
  • Программист UI (UI Developer) — программирует интерфейс, например, меню, Heads-Up дисплеи (такие, как очки здоровья, мини-карта, компас).
  • Программист инструментария (Tools Developer) — создает редакторы, утилиты и другие инструменты для художников и дизайнеров внутри движка или на Qt. 
  • Программист 3D-движка (Game Developer) — занимается отображением игрового мира на экране (создает шейдеры, графические эффекты и т.д.)
  • Программист сетевого кода, бэкенда (Back-end Developer) — обеспечивает работу игры через Интернет или локальную сеть, связь с серверами обновлений, взаимодействие с другими игроками, получение данных.
  • Программист искусственного интеллекта (AI Programmer) — программирует модели поведения игровых персонажей.

 

Самые распространенные специализации программистов в геймдеве

 

В компаниях, которые работают с кастомными движками (например, Ubisoft, Gameloft, Deep Silver), есть еще должность Разработчик анимационных систем (Animation Developer). Эти ребята разрабатывают и совершенствуют анимационные системы, работают со Skeletal animation. 

Некоторые компании создают собственный движок для разработки игр, чем занимаются Разработчики движка (Engine Developers)

Относительно недавно сформировалась отдельная специальность DevOps Developer. Этот человек занимается микросервисами, например, клиентами Battle.net и Uplay. 

Программисты графики (Graphics Programmers) специализируются на рендеринге и качественной картинке, пишут шейдеры, работают с OpenGL, DirectX. Это не самая востребованная специальность, особенно в Украине: в популярных движках есть встроенные редакторы шейдеров, и в целом, задачи реализуются без участия отдельного программиста.

Скиллы 

Самый используемый язык в геймдеве — C++. C# и Blueprints  —  для работы с Unreal Engine; скриптовые языки, например, Python и Lua. Для мобильной разработки понадобится знание нативных языков (Objective-С, Ruby-On-Rails, Java). 

Кому это подойдет 

Тем, кто готов просиживать за компьютером по 8, а то и по 12 часов за напряженной умственной работой, почти не разговаривая. Инженерный склад ума, любовь к точным наукам и алгоритмам, а также оптимизации всего и вся — горячо приветствуются.

Геймдизайн

Дизайн игры  —  это проработка основных концепций, игрового мира, геймплея, персонажей, создание контента, в том числе текста и звука. Хотя часто за весь геймдизайн отвечает один человек, в более крупных компаниях этим занимаются несколько узкопрофильных специалистов:

  • Дизайнер игровой механики (Game Mechanics Designer /Systems Designer)  —  продумывает и балансирует правила игры, определяет геймплей. Как правило, должен обладать познаниями в программировании, чтобы ставить задачи команде разработчиков. 
  • Дизайнер уровней  (Level Designer) —  создает план уровней, учитывая их особенности (например, если на уровне будет бой  —  нужно спланировать укрытия, но чтобы камера двигалась без помех). 
  • Дизайнер интерфейса (UI Designer) — разрабатывает интерфейс окон, меню, Heads-Up дисплеев.
  • Сценарист (Game Writer) —  создает текстовую составляющую игры. Это включает разработку сюжета, описание вариантов развития событий, конкретных сцен, написание диалогов персонажей. 
  • Нарративный дизайнер (Narrative Designer) — придумывает сюжет и планирует, как его изложить при помощи игровых механик, прописывает эти механики (что и отличает эту должность от сценариста).
  • Дизайнер звука (Audio /Soun designer)  —  подбирает и приобретает весь звуковой контент, включая музыку, аудио эффекты. Отвечает за запись голоса персонажей.

Скиллы

Гейм-дизайнером может стать только тот, кто очень много играл и играет в разные игры. Нужно понимать жанры и механики игр, разбираться в моделях монетизации и работать с балансом игры, вникать в аналитику и мониторить рынок. 

Кому это подойдет 

Тем, кого не отталкивают математика, физика и геометрия, и тем, кто может похвастаться основательностью, скрупулёзностью, усидчивостью и аналитическим складом ума.

Графический контент

Гейм-дизайн может создать и программист, если обладает достаточным игровым опытом. А вот качественная графика все-таки обычно требует развитых скиллов в совершенно другой области. 

Например, Джонатан Блоу создал прототип Braid за год и получил награду на фестивале независимых игр на GDC’2006. После этого он нанял художника, и они еще год работали над графикой. Зато арты Undertale нарисовал разработчик игры. Они очаровательные  —  но полностью пиксельные. Не для каждого жанра такое подойдет.

Для игр класса ААА вообще придется нанять целую армию 2Д и 3Д художников! 

    • Концепт-художник (Concept Artist) — визуализирует идеи персонажей, зданий, предметов, локаций в виде набросков. Словом, рисует концепт-арт. 
    • Моделер (Modeller)  — прорисовывает в 3D модели персонажей, их одежды, оружия, техники, зданий, ландшафта. Моделлеры могут специализироваться больше на технике или органике. Для этой специальности нужно освоить актуальные пакеты трехмерной графики (например, Maya) и хотя бы один пакет двухмерной (Photoshop).
    • Аниматор (Animator)  —  занимается анимацией 3D-моделей, прорисовывает движения: ходьбу, бег, бой, а еще  —  выражения лиц персонажей.
    • Художник по текстурам (Texture Artist)  —  создает текстуры. Обычно художник по текстурам получает готовую трехмерную модель и накладывает на нее нужные текстуры в нужных местах.
    • Художник по эффектам (FX Artist, FX — от Effects)  —  создает эффекты вроде взрывов, искр и т.д. И оптимизирует их под разные устройства. Специалист по эффектам должен уметь моделировать, работать с текстурами, понимать, как работают шейдеры, разбираться в анимации.

 

Геймдизайн

Скиллы

Главное требование, кроме таланта  —  владение профессиональными программами. Важно постоянно изучать работы других студий и тренды. 

Кому это подойдет 

Тем, кто любит сразу видеть результаты своего труда. Художественное образование и богатая фантазия также пригодятся. Творческие натуры столкнутся с необходимостью следовать ТЗ, не чураться рутинной работы и укладываться в дедлайны — все это стоит учесть.

И еще полторы дюжины специальностей

Есть много специальностей, которые не входят в перечисленные три направления. Не все из них задействованы в процессе постоянно. Например, тестировщики или маркетологи могут подключаться только в нужные моменты.

  • Продюсер (Producer)  —  координирует процесс, распределяет задачи, следит за тем, чтобы уложиться в сроки. Крутые специалисты на эту топ-позицию в дефиците. У продюсеров обычно есть опыт руководства инди-командой или технологическим стартапом.
  • Режиссёр (Game director)  —  руководит творческим процессом. Эта топ-позиция характерна скорее для игр класса ААА и не очень востребована на рынке СНГ.
  • Скриптер (Scripter)  —  создает скрипты, запускающие серию событий.
  • Локализатор (Localiser)  —  подготавливает игру к выпуску в определенной стране.
  • Актеры мокапа (Motion capture actors)  —  отыгрывают движения и действия, на основе которых потом создается анимация персонажа.
  • Актеры озвучки (Voice actors) —  озвучивают диалоги (и монологи).
  • Администратор игровых серверов (Game Server Administrator)  —  обеспечивает стабильную работу игрового сервера, обычно вырастает из сисадмина.
  • Комьюнити-менеджер (Community Manager)  —  управляет виртуальным сообществом игры, общается с игроками на различных площадках, объясняет нововведения.
  • Тестировщик (QA, Quality Assurance Specialists) — выявляет и документирует ошибки и дефекты игры. При этом, в отличие от тестера ПО, в играх меньше полагаются на автоматизацию тестирования. 
  • Аналитик (Analytics Specialist)  —  в целом, анализирует действия пользователей и помогает оптимизировать игру. Очень востребованная профессия, которую могут освоить специалисты с математическим образованием. 
  • Маркетолог (Marketer)  — обеспечивает продвижение игры на рынке: работает с медиа, стримерами, видеоблогерами, и т.д. Порой маркетологи подключаются только на этапе, когда игра уже практически разработана. Но все популярнее становится другой подход  —  когда маркетологи сопровождают процесс создания игры с самого начала.  

 

Тестировщик (QA, Quality Assurance Specialists)

Украинский рынок: зарплаты и компании

В большинстве вакансий в требованиях значится «любовь к играм». Работа в геймдеве, как правило, интереснее и креативнее, чем, скажем, в аутсорсинге. К тому же многие специальности не пользуются спросом за пределами сферы разработки игр (аниматоры, моделлеры, гейм-дизайнеры).

К сожалению, зарплаты в геймдеве обычно ниже, чем в других областях — что в продуктовых, что в аутсорсинговых компаниях. Компании в игровой индустрии часто рассчитывают на внутреннюю мотивацию сотрудников, полагая, что незачем мотивировать их еще и высокими зарплатами. 

По результатам ряда зарплатных опросов, в Украине Senior и Team Lead разработчики могут рассчитывать на $2700-3100(по медиане), художники — $1800-2100, геймдизайнеры —  $1450-1700. Middle-разработчики зарабатывают $1350 в месяц, художники — $1200 в месяц, геймдизайнеры — $900 в месяц. 

По словам сотрудников украинских компаний, для начинающих «с нуля» зарплата $200-300  —  в порядке вещей. Это справедливо для большинства специальностей, будь то гейм-дизайнер, QA, художник или аналитик.

Зато опытных профессионалов с высокой квалификацией (во всех направлениях)  —  мало, и их зарплата может быть в несколько раз выше медианной.  Ведущий программист может получить около $5000 в месяц, геймдизайнер — до $4000 в месяц, топ-менеджер — более $5000 в месяц. 

Больше всего востребованы программисты, чуть меньше  —  художники и геймдизайнеры.

В целом, рынок очень разнообразный. Всего в Украине больше 100 компаний, которые занимаются геймдевом. Самые крупные игроки, со штатом более 500 сотрудников  —  Gameloft, Playtika, Plarium. Следом за ними  —  Ubisoft, Wargaming, Eforb, Innovecs, Absolutist, Playrix, N-iX Game & VR Studio. Пять крупных компаний  —  Ubisoft, Crytek, Playtech, Gameloft, Playtika  —  офисы международных производителей игр. Есть много небольших студий и инди-команд.

Как попасть в геймдев?

В гейм девелопмент можно попасть несколькими способами:

  • Перейти из другой области;
  • Пройти отбор и пойти стажироваться в крупную студию (например, Gameloft или Ubisoft);
  • Участвовать в конкурсах, которые проводят компании (актуально для художников);
  • Обучиться (самому, на курсах онлайн или оффлайн, например в Games Academy) и искать подходящие вакансии.

Многие компании ищут сотрудников внутри тусовки, по рекомендациям, через личные знакомства на конференциях. Хорошим вариантом может быть не ждать junior вакансий, а действовать: представиться первым. Найдите компании, где вы хотели бы работать, поиграйте в их игры  и разошлите в эти компании свое резюме с мотивационным письмом о том, почему им стоит взять вас на стажировку. 

Важно! И для работы, для обучения нужен хороший уровень английского. А обучаться нужно постоянно  —  после того, как вы уже «попали» в геймдев, не время почивать на лаврах. Нужно постоянно быть в курсе новых технологий, трендов и инструментов. 

А когда вы прокачаетесь до уровня Middle и Senior (или захотите перейти в геймдев, имея опыт в другой области)  —  помните, что многие вакансии не размещают в открытом доступе. А вакансии для С-level и подавно. Компании предпочитают отдавать такие позиции в работу IT-рекрутинговому агентству. Так что профессиональный рекрутер  —  друг специалиста. INDIGO Tech Recruiters готовы помочь талантам в поиске новой работы в игровой сфере, а геймдев-компаниям  —  в поиске сотрудников.

819 просмотров

Получить бесплатную консультацию

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами