Как украинский IT-бизнес адаптируется к «карантинному» рынку: результаты опроса

Карантин и экономическая встряска усложнили работу всех отраслей и не обошли стороной IT-рынок. Заказчики – как в Украине, так и за ее пределами – терпят убытки и перестраивают свои бизнесы, и это заставляет IT-компании адаптироваться и готовиться к издержкам. Многие ли IT-бизнесы сократят людей, их зарплаты или отправят команды в отпуск за свой счет? Упал ли спрос на услуги и начался ли отток клиентов? Чтобы проанализировать ситуацию, IT-рекрутинговое агентство INDIGO Tech Recruiters и адвокат Леонид Викторов провели опрос.

Участники опроса

Респондентами стали 32 компании – представители разных сегментов рынка:

  • 34,4% – аутсорсинговые компании со штатом менее 100 сотрудников
  • 31,3% – зарубежные продуктовые компании
  • 15,6% – аутсорсинговые компании со штатом более 100 сотрудников
  • 9,4% – украинские продуктовые компании
  • 6,3% – аутстаффинговые компании
  • 3,1% – учебные центры

К какой категории бизнеса Вы относитесь?

Переход на «удаленку»

Большинство офисных команд после объявления карантина начали работать на ремоуте:

  • 78,1% – сотрудники переведены на «удаленку»
  • 15,6% – люди сами выбирают, где работать
  • 3,1% – и раньше работали удаленно
  • 3,1% – не переведены на «удаленку»

Перевели ли Вы своих офисных работников на удаленку?

«Антикризисные» меры

В рамках опроса респонденты поделились, какие шаги планируют в связи с карантином:

  • 51,6% – не открывают новые вакансии
  • 45,2% – сократят затраты на аренду офиса
  • 38,7 % – экономят на затратах на команду (обучение, тимбилдинги)
  • 35,5 % – планируют экономить на фонде оплаты труда (payroll)
  • 22,6 % – будут экономить на маркетинге
  • 9,3% – работают в привычном режиме, пока не определились с планом действий и будут ориентироваться по ситуации

Среди других мер – переход на онлайн-обучение, активизация продаж и даже усиление команды новыми квалифицированными специалистами.

Принятые компаниями меры в связи с карантином

План по сокращениям

Хорошая новость в том, что, несмотря на «карантинные» издержки, большинство компаний не планирует расставаться с командами:

  • 53,1% – не сокращают сотрудников
  • 31,3% – еще не решили и будут ориентироваться по ситуации
  • 15,6 – сократят персонал.

Планируете ли Вы сокращать персонал?

Неоплачиваемые отпуска

Оптимистичны прогнозы компаний и относительно отпусков без сохранения зарплат:

  • 71,9% не планируют применять такую меру
  • 15,6% еще не решили и будут исходить из развития ситуации
  • 12,5% придется отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск.

Будете ли Вы отправлять людей в неоплачиваемый отпуск?

Сокращение зарплат

Стоит ли командам переживать за свои финансовые условия? Расслабиться, как показал опрос, можно примерно половине:

  • 53,1% компаний не собираются уменьшать размер зарплат сотрудникам
  • 25% ждут развития ситуации, чтобы принимать решение
  • 21,9% сократят вознаграждение сотрудников.

Планируете ли Вы уменьшать размер зарплаты для сотрудников?

Поинтересовались авторы опроса и тем, планируют ли компании, где есть договора в гривне или другой национальной валюте, курс которой упал – уменьшать доход сотрудников, зарплата которых зафиксирована в долларах или евро:

  • 56,3% – отметили, что у них нет таких договоров
  • 40,6% – не планируют
  • 3,1% – зарплаты сотрудников пересмотрят

Как изменится доход сотрудников, зарплата которых зафиксирована в долларах или евро

Договоренности с подрядчиками

Новая ситуация вынуждает компании пересматривать условия сотрудничества. Выяснилось, что обсуждать новые условия, например, относительно скидок и других цен, будет почти половина компаний:

  • 46,9% – передоговариваются об условиях
  • 31,3% – еще не решили, стоит ли это делать
  • 21,9% – не планируют пересматривать договоренности

Планируете ли вы передоговариваться с подрядчиками об условиях сотрудничества?

Потеря клиентов и падение продаж

Компании вынуждены отказываться от многих проектов, в том числе – в части IT-сервисов. Большинство респондентов или уже потеряли клиентов, или прогнозируют это:

  • 53,1% – есть потери клиентов
  • 34,4% – клиенты сохранены
  • 12,5% – пока потерь клиентов нет, но, скорее всего, будут

Есть ли у Вас уже сейчас потери текущих клиентов?

Похожая ситуация сложилась и в продажах – большинство компаний или уже констатируют, или ожидают падения показателей:

  • 65,6% – есть «просадка» в продажах
  • 25% – продажи сохранились на прежнем уровне
  • 9,4% – пока падения нет, но прогнозируется

Есть ли у Вас уже сейчас просадка в продажах?

«Антивирусная» защита

На злобу дня поинтересовались организаторы опроса и тем, позаботились ли компании о здоровье своих команд, закупив средства защиты (маски, дезинфекторы и пр.).

  • 51,6% – не предприняли таких мер
  • 45,2% – обеспечили персонал средствами защиты
  • 3,1% – выделили людям дополнительный бюджет на это.

Обеспечиваете ли Вы свой персонал дополнительными средствами защиты (маски, дезинфекторы и прочее)?

Ответы респондентов указывают на то, что большинство участников IT-рынка готовится к падению спроса и планируют оптимизировать бизнес. Не всем удастся избежать таких непопулярных мер, как увольнения и уменьшение зарплат.

 

Благодарим за помощь в подготовке материала адвоката Леонида Викторова.

 

Автор: Катерина Маевская

360 просмотров

Получить бесплатную консультацию

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами