«Важно делать хорошо то, что делаешь» — диалог с Артуром Михно, со-основателем Work.ua

Нам в Indigo стало интересно, что происходит с HR-Tech сферой в Украине. Какие проекты существуют и за счет чего добиваются успеха? Какие компании и люди заботятся о том, чтобы нам — рекрутерам, HR-ам, руководителям — было легче находить таланты и строить эффективные команды.

Что мы видим в мире? В 2019 емкость HR-Tech рынка США оценивается в 160 миллиардов долларов. А в 2018 году — рекордное количество инвестиций в отрасль в размере $4,01 миллиарда долларов. 

А в Украине? Не так уж и много. Например, Work.ua, Jooble, Djinni, CleverStaff, TurboHiring и еще ряд проектов, с которыми мы сделаем серию интервью.  

Ну и один из первых диалогов нашего проекта произошел с Артуром Михно – кофаундером “Реактор”, создателем Work.ua, сайтом поиска работы №1 в Украине.

 

Артур Михно и Анна Стеценко, основательница Indigo Tech Recruiters

Indigo: Расскажи о Work.ua в цифрах ?

Артур: Ежемесячная посещаемость сайта Work.ua более 5 млн пользователей.

В базе находится больше 2,5 млн. резюме.

Количество отправленных резюме в день – 50 тыс.  Активных вакансий в течение месяца – порядка 100 тыс.

Indigo: В январе 2018 вы сменили модель — перестали размещать вакансии бесплатно. Не боялись, что это повлияет на бизнес-показатели — что станет меньше вакансий или упадет посещаемость?

Артур: Нам говорили, что спрос упадет на 30-40%. Но этого не произошло. И в последний год планка держится на уровне 80 тысяч актуальных вакансий, как это было раньше. 

Некоторые компании действительно ушли — те, которые публиковали вакансии по принципу “почему бы и нет, это же ничего не стоит”.

Для компаний, которые приняли решение остаться, выросла эффективность от использования нашего сайта. Часть вакансий исчезла, и пользователи отправляют резюме именно в те компании, которые разместились на платной основе.

Выросла качественная составляющая, а она очень важна. Если любой из 400 тыс. наших пользователей, встречает в выборке из, например, 20 вакансий всего 2 спорные — у него, в целом, сильно меняется представление о сервисе. 

Ко всему, это ещё и изменение рынка, с точки зрения уважения к продукту, развития: чтобы в Украине росли продукты — надо, чтобы бизнес и другие люди за эти продукты платили.

Indigo: Знаешь, что мне интересно, как рекрутеру? Вы никогда не пытались считать конвертацию? Финальная цель — это закрыть вакансию или найти работу. Сколько вакансий в год закрывается с помощью Work.ua?

Артур: Классный вопрос. К сожалению, мы не знаем. Загвоздка в том, как это правильно посчитать. Существующие методики — что-то вроде гадания, нет стройной системы. Любой опрос, который мы можем провести, дает определенную выборку, но эта выборка неестественная. 

Можно косвенно оценить через эффективность. Раз компании продолжают с нами сотрудничать, даже после перехода на платные вакансии — значит, есть результат, а с ним и ценность.

И NPS (индекс готовности рекомендовать) у нас достаточно высокий (на момент выхода статьи — 55%). В целом, по миру NPS порядка 40%. При этом, больше 85% опрошенных компаний оценивают удовлетворенность сервисом и готовность рекомендовать нас на 9 или даже 10 из 10.

Ну и еще. Цифры — это одно. Десятки тысяч людей находят работу, вакансии закрываются. А когда  видишь горящие глаза людей, которые пришли на классные позиции в классные бренды потому, что нашли эту возможность на Work.ua — вот это действительно круто. К слову, в этом году мы сняли пять историй людей, которые устроились в крутые компании — Kyivstar, СушиЯ, Борисполь, EVA, и Luxoptica

Миссия Work.ua — строить наилучший сервис по поиску работы, чтобы помогать людям быть счастливыми и развивать Украину

Indigo: А насколько за этот год вырос ваш коллектив?

Артур: Численно? Я скажу. Но сначала ремарка. Последнее, чем компании должны соревноваться между собой — это численностью персонала. Чем меньше компания, тем круче.

Indigo: Дай пять!

Артур *даёт пять. 

Indigo: Согласна! Но, на самом деле, этот вопрос связан с другим моментом: интересно, сколько сотрудников вы находите в собственную компанию через Work.ua. 

Артур: За последний год коллектив вырос примерно на 50 человек. 

95% наших менеджеров пришли через Work.ua. Сейчас как раз проводим финальное собеседование на позицию Head of Digital, и у нас 3 кандидата — все с Work.ua. Не Linked.in, не личные знакомства. Это приятно. 

Indigo: Ты часто говоришь о том, что рынок труда в Украине это «рынок кандидатов», которые задают правила игры. А какие тренды рынка труда вы видите кроме этого? 

Артур: Могу сказать про тренды в зарплате. Мы как раз сделали невероятно крутую штуку: открытую статистику заработных плат, которая собрана с десятков тысяч вакансий и резюме по всем специальностям и регионам. Полгода оттачивали формулы, чтобы правильно собирать информацию.

И если говорить про зарплату, то за последний год — это плюс 25% в среднем по рынку. 

Вообще, средний рынок зарплат растет. Это видно в графиках. Особенно заметно выросли зарплаты в категории рабочих специальностей — за последние полтора года в 2 раза. Ещё в августе средняя зарплата была 10 000, потом 10 100, а в сентябре около 10 250 гривен. 

Indigo:  На твой взгляд, как люди будут искать работу через пять лет? Через сайты по поиску работы?

Артур: Ну, через 5-7 лет, думаю, точно так же. Вероятно, будет другой интерфейс. Сейчас больше 65% трафика в мобилках и этот тренд набирает обороты. 

Возможно, обзаведемся ботом, с которым можно общаться, как с рекрутером. Своего рода персональным ассистентом, который знает, что для тебя приоритетнее — зарплата или возможность свободного графика, и предлагает идеи о том, как себя реализовать.

Мы уже сейчас можем осуществить многие такие вещи, просто где-то не успеваем.

Indigo: А расскажи больше о вашем «сердце Реактора». Ты говорил, что это  команда разработки. И что лучший маркетинг — это качественный продукт. На чём вы пишете, какие технологии? 

Артур: Классическая связка — PHP, mySQL, дальше можно нырять в подробности. Но это основное. 

 

«Реактор» не только создает классные интернет-проекты, но и поддерживает инициативы, направленные на помощь в других сферах — например, детям или городу.

Indigo: А как строится разработка?

Артур: У нас всегда есть список идей, которые можно воплотить в ближайшее время, не менее 100 задач. Как правило, в год стараемся реализовывать 10-15 больших задач. 

По процессу: в начале года решаем, что будем делать. Через полгода можем чуть скорректировать план — что-то добавить, что-то перенести.

Самое важно в этом — держать фокус и не отвлекаться на другие интересные идеи.

Если такие появляются — добавляем в список до следующего обсуждения. К сожалению, одновременно воплотить все хорошие задумки нельзя.

Важная история — внутренняя демократия. Несколько раз в год все отделы предлагают задачи, которые можно реализовать максимум за 5 дней. Потом это всё улетает в разработку. И таким образом у нас есть бэклог наиболее приоритетных, но небольших задач, которые можно реализовывать в промежутке среди этих больших камней. 

Indigo: Используете ли вы AI (искусственный интеллект) в Work.ua? 

Артур: Есть сейчас определённый хайп с этой технологией. Некоторые компании выдают алгоритмы за искусственный интеллект. 

Лет 10 назад мы писали что-то вроде “наш AI нашёл невероятно подходящие вакансии для вас» — это была такая шутка. 

Мы пока не используем машинное обучение в наших алгоритмах. Наверное, потому что специалистов, которые делают это действительно хорошо, очень-очень мало. И мы видим так много всего, что контролируемо понятными алгоритмами и может улучшить результат, что перекладывать это в «чёрный ящик» — не спешим. 

Indigo: Если одним словом попытаться сказать, как вы стали сайтом №1 по поиску работы в Украине и продолжаете оставаться, это что?

Артур: важно делать хорошо то, что делаешь. Мне кажется, это история про большинство успешных компаний и брендов в мире. Это не желание заработать на продажах, а желание сделать продукт действительно крутым. 

Indigo: Года два назад мы все увидели, как у Work.ua изменилась коммуникация с рынком. Скорей всего это связано внутренними транформациями Work.ua и осознаванием себя по-новому?

«Если ты что-нибудь делаешь — делай это хорошо» — принцип, которому ребята из команды Reactor следуют «даже когда устали или пьяны» (с)

Артур: Да, в 2017 году у нас изменилась коммуникационная стратегия и вышла большая рекламная кампания. 

Если говорить о трансформациях, то самом начале, когда мы только запустились, даже вышла статья…что-то в духе «Зачем вы сделали сто первый сайт по трудоустройству?»

А мы понимали, что запустили продукт, который с первого дня был самым функциональным, удобным, качественным. И слоган у нас был «Удобный, быстрый, эффективный» — это то, чем мы отличались от других, хотя в тот момент у нас еще не было самой большой базы и посещаемости. 

В период с 2006 и где-то до 2011 мы были очень увлечены продуктом и продажами, поэтому о маркетинге не думали вообще.Через лет 5 Work.ua стали одним из лидеров рынка — и по посещаемости, и по базе вакансий, и по базе резюме, и по количеству отправок, и по приросту пользователей — ядра аудитории. В тот момент мы поняли, что пора заняться маркетингом — это поможет увеличить продажи и привлечь новую аудиторию. Нам уже было что сказать.

И тогда мы с Андреем (Андрей Боровик, сооснователь и творческий директор Work.ua — прим. Indigo). подумали о том, как это можно сделать. 

Собственно, в 2014 году мы так и написали — «Сайт пошуку роботи №1 в Україні». Тогда же была первая рекламная компания: «Хочеш кращу роботу — Work.ua. Сайт пошуку роботи №1 в Україні».

С этого началась коммуникационная стратегия «Сайт пошуку роботи №1 в Україні». Мы тогда взяли человека, который занимается PR, начали участвовать в выставках, и по сути, спровоцировали рынок.

Конечно, были вопросы: «По какому праву вы написали №1»? И мы отвечали: «Вот, по этим ключевым показателям». 

Или: «Так а что, правда, что Headhunter отстал от вас в 7 раз, а rabota.ua на 50%?!» 

И мы такие: «Да, зайдите проверьте, вот же — всё открыто». 

Дальше мы решили, что пришло время следующей рекламной кампании. И конечно, хотелось сделать ее ярче. Тогда мы обратились в агентство Банда — с этими ребятами очень круто совпали на каком-то культурном уровне. 

С ними  разработали стратегию «Ти зможеш все», где мы, как сайт, который помогает в поиске людям и компаниям, говорим аудитории: мы поможем, подстрахуем, если надо — поведём за собой. Но это именно ты сможешь всё. 

 

 

Было здорово осознать в какой-то момент, что эта реклама — своего рода социальный вклад в трансформацию общества. Когда вижу борд “Ти зможеш все” — я понимаю, что мир, как это ни банально или пафосно звучит, становится лучше. В этот момент я чувствую, что мне хочется, чтобы таких бордов было больше. 

Даже не потому, что проект будет развиваться — просто есть шанс, что больше людей прочтут эту фразу и поверят в себя. 

Indigo: Давай попробуем измерить рынок HR- Tech. Какая ёмкость в деньгах бизнеса по поиску работы в Украине, если взять Work.ua и всех ваших конкурентов?

Артур: Сейчас ты удивишься, и это будет подтверждением, что прибыль для нас не ключевая вещь: я не знаю.

Indigo: Как так?

Артур: Ну, я понимаю наши обороты. Могу предположить с достаточной долей уверенности обороты ближайших конкурентов. Но я ничего не знаю о цифрах в IT-рекрутинге — там, где все эти поиски за две зарплаты программиста годовых и т.д. Мне понятна часть, где публикация вакансии стоит 390 или 500 грн. А там, где по 5 тысяч долларов за человека —  я вообще не представляю эту ёмкость. 

Indigo: И последний вопрос. Есть ли потенциал у HR-Tech стартапов в Украине? Если да, то какой?

Артур: Да, конечно, огромный!

Indigo: Ты сейчас не лукавишь?

Артур: Абсолютно искренне. Я понимаю, что мы закрываем только небольшую потребность HR — это найм. И только некоторого сектора, хотя и достаточно широкого. 

Есть невероятно много задач, начиная от адаптации человека, до просто управления — отпусков, мотивации, учёта времени, тестирования и так далее. И мы (или любой другой такой сервис) можем создавать решения. 

За последний год мы работали с порядка 80 тысячами компаний —  и все ещё есть компании, с которыми мы не взаимодействовали. Если предложить им какое-то полезное, удобное решение — касательно отпусков, дней рождений, внутренней переписки — скажем, за доллар в месяц на компанию, это уже какая-то ёмкость. И доллар за человека, если это хорошее решение — тоже недорого. 

Когда ты делаешь IT-продукт, его намного проще масштабировать.

Хотя везде, в каждом рынке, есть своя специфика. И если делать решение, которое отвечает этой специфике на ещё +5%, это очень чувствуется, и тогда оно набирает обороты. 

Поэтому, когда спрашивают “Почему вы не выходите на другие рынки?”, я отвечаю: намного интереснее копать в глубину. Ты получаешь больше, чем просто определенный финансовый поток. На западные рынки выходят не потому что нет денег, а когда хочется масштабирования. 

А нашей команде хочется делать что-то по-настоящему ценностное, и в Украине для этого нам хватает всего: и рынка, и потенциала, и искреннего желания.

 

346 просмотров

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами