Витаминки для роста: 8 навыков, необходимых для перехода из программистов в менеджмент

Развитие карьеры становится все более вариативным: можно хоть всю жизнь быть счастливым на позиции frontend разработчика или развиваться горизонтально. И при этом не прослыть неудачником (-цей), в отличие от сына (дочки) маминой подруги, которые давно начальники, сидят в высоких кожаных креслах и «нарезают» задачи подчиненным.  

И тем не менее, те, кто выбирают развиваться вертикально, должны пройти некий путь, поскольку скилл-сеты специалиста и менеджера отличаются существенно. Итак, какие знания и навыки нужно освоить программисту, какие компетенции развивать, чтобы стать эффективным менеджером? Команда IT recruitment agency Indigo задалась этим вопросом, и предлагает свой, далеко не исчерпывающий, перечень.

Управление проектами

Зачастую работа IT-компаний строится именно на проектной деятельности, поэтому освоить азы Project Management стоит в первую очередь: методологии управления проектами, особенности реализации различных этапов проекта, «жизненный цикл» проектной команды, управление рисками, контроль, подведение итогов, работа над ошибками на будущее

Проведение встреч

Неэффективные встречи – это бермудский треугольник, в котором исчезает драгоценное время целых команд.  На какие только ухищрения не идут руководители, чтобы сделать встречи продуктивными: от блиц-медитаций, чтобы максимально сконцентрироваться на сути митинга, до проведения встреч стоя, чтобы не было соблазна вздремнуть в уютном кресле под монотонное вещание коллег. Для начала важно хотя бы приучиться задавать перед организацией встречи правильные вопросы – зачем она проводится, кого реально необходимо вовлечь, как зафиксировать и использовать результаты обсуждения.

Тайм-менеджмент

Сложно найти профессию, в которой способность управлять своим временем неважна. Даже знаменитое «Пунктуальный креативщик не внушает доверия» из «99 франков» теряет смысл, когда креативщик срывает сроки и выбрасывает в трубу время с деньгами. Что уж говорить о дедлайнах в суровом мире технологий. В отличие от специалиста, который, не умея управлять собой, портит свой участок работы, менеджер, который не дружит с планированием, сбивает с пути истинного всю команду.

Постановка целей

Как в диалоге Алисы и Чеширского Кота: если не знаешь, куда хочешь попасть, все равно куда идти. Девочка из Страны чудес может себе позволить не уметь «смартовать» цели. А вот, скажем, web developer с амбициями менеджера такой роскоши не имеет. Руководитель, который не способен устанавливать цели, помогать команде проникнуться их важностью, может достичь успеха разве что случайно или за счет высокой мотивации команды. Но и это не точно.   

Контроль

Подход к наполнению этой функции меняется кардинально – ставка все чаще делается на ответственность и осознанность единиц в команде. Но полностью отказаться от функции вряд ли получится, особенно в командах, которые нельзя назвать зрелыми. Так что как минимум установить контрольные точки и провести разбор полетов (в хорошем смысле) по итогам зачастую полезно.

Обратная связь

Понятие намного более широкое, чем беседа с подчиненным раз в год, а точнее – вываливание претензий к ошибкам, о которых все успели забыть. В эффективных командах обратная связь вплетена в ежедневную практику, становится столь же естественной, как дыхание. Конечно, это сработает, если уметь предоставлять обратную связь – как минимум не переходить на личности, подслащать деготь критики медом похвалы, направлять свои слова на работу с будущим.  

Взгляд свысока

Это то, с чем специалисты, ставшие менеджерами, часто испытывают сложности: вчерашнему android разработчику, который вдруг возглавляет проект, может быть непросто расширить горизонты, выйти за рамки узкой специальности, развивать т.н. «геликоптер вью». Смотреть на работу команды комплексно – словно свысока, и осваивать дополнительные необходимые знания – например, касательно административных нюансов или финансовой части.

Эмоциональный интеллект

Еще один аспект, на ценности которого настаивает большинство выдающихся лидеров. Эмоциональное состояние сотрудников напрямую влияет на результаты их работы. А если менеджер разделяет собственные эмоции только на «вроде нормально» и «все пропало», вряд ли он сможет рассмотреть неизбывную тоску в глазах команды и хотя бы попытаться помочь, прежде чем люди выгорели и ушли. К тому же, менеджеру, как хорошему капитану, важно уметь сохранять спокойствие, когда начинается шторм.

В нагрузку к свободе, как водится, вручается и ответственность. И те, кто готов ее принять, обычно достигают успеха в роли управленцев. Хотя в лидерстве, пожалуй, как в счастье: к нему нет четкого пути. Это и есть путь – с чередой ошибок, побед и выборов.

А какие знания и навыки помогли вам стать эффективными менеджерами? Поделитесь опытом в комментариях.

автор: Екатерина Маевская

328 просмотров

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами