Корпоративная культура организации: как сформировать и внедрить

Twitter
Linkedin
Facebook
Telegram

Современная компания не может обходиться без корпоративной культуры. Это свод норм и правил, принятых в конкретной организации, которым должны неотъемлемо следовать все сотрудники.

Современная компания не может обходиться без корпоративной культуры. Это свод норм и правил, принятых в конкретной организации, которым должны неотъемлемо следовать все сотрудники. Если у вас нет корпоративной культуры или возникли проблемы с ее организацией, обязательно прочитайте советы от компании Indigo Tech Recruiters.

Что такое корпоративная культура?

Корпоративная культура – это одна из основ жизнедеятельности компании. Ценности, сформированные внутри команды, позволяют ей работать гармонично и слаженно. Благодаря корпоративной культуре коллектив чувствует себя одним целым – тем самым улучшается микроклимат и продуктивность работы организации.

Если корпоративной культуры нет, каждый человек работает так, как привык. Из-за этого часто возникают конфликты и текучка кадров, а продуктивность работы ухудшается.

Отметим, что корпоративная культура в каждой компании должна быть особенной. Невозможно перенести чужой опыт полностью – нужно подбирать правила и ценности под свои цели. Важно выстроить систему лидерства и коммуникации, правила решения конфликтов, и при этом учитывать интересы всех членов коллектива.

Задачи корпоративной культуры – разработка имиджа организации, определение роли каждого сотрудника в команде, формирование общего духа коллектива.

В корпоративную культуру входят:

  • история компании, ее традиции;
  • цель и стратегия развития фирмы;
  • этический кодекс с набором определенных правил;
  • дресс-код (или его отсутствие);
  • символика, интерьер в офисе;
  • способы коммуникации между всеми членами коллектива;
  •  политика ведения переговоров.

Обычно разработкой корпоративной культуры занимается руководитель. Чем четче и яснее прописаны правила, тем легче их выполнять. Каждую ценность необходимо описать с помощью поведенческих маркеров. Важно, чтобы сотрудники чувствовали себя максимально свободно и могли в любой момент обратиться к лидеру для прояснения каких-либо вопросов.

Плюсов у корпоративной культуры немало. К ним относятся:

  • обеспечение командной работы;
  • быстрая адаптация новых членов коллектива;
  • повышенная продуктивность работы;
  • более легкий переход коллектива к переменам;
  •  улучшенный сервис по работе с клиентами;
  • хороший микроклимат внутри команды.

Из минусов можно отметить длительное внедрение корпоративной культуры и необходимость обновления политики в зависимости от изменившихся обстоятельств.

Виды корпоративной культуры

В основном выделяют 5 видов корпоративной культуры:

  1. Ролевая. В основе такого вида – четкое распределение обязанностей между персоналом. Как правило, такая модель применяется в компаниях с большим штатом сотрудников. Минус ролевой культуры – отсутствие гибкости.
  2. Рыночная. Основывается на четкой иерархии и конкурировании менеджеров между собой. Главная цель – получение поощрения от начальства. Это хороший вариант для фирм, которые хотят зарабатывать больше.
  3. Семейная. Это корпоративная культура, которая основывается на дружеских взаимоотношениях внутри коллектива. Лидера воспринимают не как начальника, а больше как друга или «отца» – к нему можно всегда обратиться за помощью или советом. В этом виде корпоративной культуры самое главное – удержать баланс и не позволить подчиненным «сесть на голову».
  4. Командная. Эта модель корпоративной культуры часто внедряется в небольших организациях. Все сотрудники работают над проектами вместе и в равной степени несут ответственность за результаты. Как правило, в таких организациях работники очень дружны и тесно общаются между собой. Нет строгого дресс-кода, четкой привязки к началу и окончания рабочего дня, можно работать удаленно.
  5. С фокусом на результат. Главное в такой корпоративной культуре – достижение цели. Руководители могут меняться достаточно часто, а каждый сотрудник в праве высказывать свои предложения по решению задачи. Это вид культуры наиболее гибкий –любой сотрудник может быстро продвинуться по карьерной лестнице.

Какой вид культуры выбрать, решает лидер. Необходимо взвесить все за и против, примерить каждую модель поведения на свой коллектив.

Функции корпоративной культуры

Выделяют такие функции корпоративной культуры:

  • Мотивация сотрудников. Если сотрудников вдохновить, они будут более ответственно подходить к выполнению задач.
  • Продуктивность. Правильно поставленные задачи позволяют команде быстро и качественно достигать цели.
  • Формирование положительного имиджа компании. Организации, у которой есть корпоративная культура, больше доверяют инвесторы и клиенты. Фирменный стиль помогает развить хорошую маркетинговую стратегию.
  • Вовлеченность сотрудников. Участие в общих тренингах, семинарах, развлекательных мероприятиях позволяет сплотить коллектив и повысить их интерес к работе.
  • Самоидентификация. Каждый сотрудник чувствует себя важной частью коллектива и стремится к развитию и совершенствованию навыков.
  • Управление. Благодаря своду правил, легко понять иерархию и управлять коллективом.

Благодаря корпоративной культуре легко систематизировать работу подразделений, наладить коммуникацию с клиентами и ЦА.

Элементы корпоративной культуры

Выделяют такие элементы корпоративной культуры:

  1. Миссия компании. Это основная цель фирмы, которая подходит для грамотного выхода на рынок. Как правило, это слоган.
  2. Цели. Необходимо прописывать основные задачи и стремиться их достигать.
  3. Стратегии развития. Рабочие планы на несколько лет вперед.
  4. Ценности. Это убеждения, которые должны разделять все сотрудники.
  5. Вид взаимоотношений внутри коллектива. Это может быть неформальное, нейтральное или формальное общение. Лучше всего выбирать дружеский или нейтральный тип. Формальное общение подходит для больших организаций.
  6. Корпоративный стиль. Сюда относится дресс-код, дизайн в офисе, корпоративные цвета. Помогает сделать бренд узнаваемым.
  7. Правила поведения. Они регулируют взаимоотношения внутри команды и помогают избежать конфликтов.
  8. Должностные инструкции. Рабочие обязанности каждого члена коллектива, задачи, график работы. Благодаря этому сотрудники лучше понимают свою зону ответственности и могут планировать рабочее время.
  9. Инструкции по работе с клиентами. Каждый член команды должен понимать, как вести переговоры, взаимодействовать с потребителями, улучшать сервис.
  10. Традиции. У каждой компании должны быть свои привычки, праздники, церемонии.
  11. Способы мотивации сотрудников. Это могут быть премии, награждение, дополнительные выходные.
  12. Рабочая атмосфера. Важно организовать комфортные условия для коллектива. Во многих офисах организовываются обеды, зоны для гейминга, тренажерные залы.

Также каждая компания может добавлять свои элементы корпоративной культуры.

Этапы создания корпоративной культуры

  1. Проанализируйте текущую ситуацию. Важно выбрать ответственного человека в компании или пригласить специалиста со стороны. Необходимо получить ответы на такие вопросы: есть ли у вас корпоративная культура? Чтобы вы хотели изменить или внедрить?
  2. Выберите цели. Важно определить, с чем нужно работать в первую очередь. Например, если у вас есть проблемы во взаимоотношениях в коллективе, начните с них. Однако не следует сосредотачиваться только на одном моменте, а постепенно реализовывать все задачи.
  3. Сформулируйте идеи и принципы. Лучше всего обсуждать ситуацию совместно с коллективом. Если команда большая, основывайтесь на предложения от руководителей отделов.
  4. Разработайте свод правил. Подробно остановитесь на каждом пункте – они должны быть понятны для всех сотрудников. Закрепите их документально.
  5. Введите традиции, создайте комфортные рабочие условия.
  6. Плавно внедряйте корпоративную культуру – проводите тренинги, семинары, общайтесь с сотрудниками.

После некоторого времени обязательно проанализируйте, как корпоративная культура воплощается в вашей организации. Есть ли изменения в поведении и работе сотрудников? Изучите ключевые показатели. При необходимости подкорректируйте свод правил или методы их воплощения.

Лучшие примеры корпоративной культуры 

Все успешные компании разработали грамотную корпоративную культуру. Как правило, она построена на дружественном общении сотрудников и руководителей. Каждый работник может высказывать свои претензии и предлагать различные решения для задач. Лидеры с уважением относятся к членам команды и идут им навстречу. Обязательное условие – комфортное рабочее пространство, обеды, зоны отдыха. Также у каждой компании есть свои традиции, корпоративы, тим-билдинги.

Лучшие примеры корпоративной культуры можно наблюдать у таких мировых организаций:

  • McDonald’s. Ориентируются на новаторство, разрабатывают мотивационные программы для сотрудников.
  • Facebook. Facebook предлагает, открытые офисные помещения, акцент на командной работе и открытом общении, конкурентную атмосферу, которая способствует личному росту и обучению.
  • Zoom. Девиз компании - доставка счастья. Постоянно работают над тем, чтобы ощущение глубоко удовлетворения и радости не покидало сотрудников, когда компания растёт.
  • Adobe. Высоко ценит различные инновации, отказались от иерархической системы.
  • Pixar. Рабочие места сотрудников часто сделаны в форме маленьких домиков и украшены лучше, чем некоторые квартиры. Также в компании есть правило показывать свою незаконченную работу другим членам команды, чтобы учиться принимать критику.

Грамотная корпоративная культура – основа успеха любого бизнеса. Это эффективная модель управления сотрудниками и увеличения прибыли. Поэтому если у вас еще нет корпоративной культуры, приступайте к ее созданию как можно скорее.

Инфо
Автор: SEO InWeb
25264 Просмотров
29.12.2022