Влияние эмоционального интеллекта на эффективность работы сотрудников

Twitter
Linkedin
Facebook
Telegram

Эмоциональный интеллект — хороший помощник в карьере и личной жизни. Представьте себе мир, в котором вы не могли бы понять, когда друг грустит, или когда коллега злится. Психологи называют эту способность эмоциональным интеллектом, а некоторые эксперты предполагают, что она имеет большее значение для общего успеха в жизни чем iq.

Эмоциональный интеллект — хороший помощник в карьере и личной жизни. Представьте себе мир, в котором вы не могли бы понять, когда друг грустит, или когда коллега злится. Психологи называют эту способность эмоциональным интеллектом, а некоторые эксперты предполагают, что она имеет большее значение для общего успеха в жизни чем iq. Кандидаты с высоким уровнем эмоционального интеллекта, которых для вас найдет компания Indigo Tech Recruiters, станут важными игроками команды.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (EI или EQ) — это способность понимать и оценивать собственные эмоции и чувства окружающих. Это понятие появилось в 90-х годах после того, как Дэниел Гоулман написал книгу «Эмоциональный интеллект».

Выделяют 4 ветви, в порядке повышения сложности:

  1. Восприятие эмоций. Первый и необходимый шаг к пониманию эмоций — их и полное восприятие. Оно включает не только речь, но и невербальные сигналы, такие как мимика, жесты и позы.
  2. Способность анализировать эмоциональные реакции. Эмоции могут быть использованы для анализа поведения и развития мышления. Они помогают правильно реагировать на разные эмоциональные сигналы окружающих.
  3. Понимание эмоций. Сигналы нужно интерпретировать правильно. Если кто-то радуется, человеку с высоким EQ легко понять причины, даже если о них открыто не говорят. Гнев лидера как ответная реакция на работу — четкий сигнал о том, что результат не соответствует ожиданиям.
  4. Управление эмоциями. Регулирование эмоций и адекватное реагирование на поведение других — признак самого высокого уровня EQ.

Четыре ветви этой модели упорядочены по степени сложности. Простые процессы находятся на низких, а более сложные — на высоких уровнях. Самые низкие уровни связаны с восприятием и выражением эмоций. Более высокий уровень требует умения правильно понимать и реагировать на разные эмоции.

Эмпатия и самоконтроль — два самых важных качества, которые определяют уровень EI. Даже не осознавая и не понимая этого, большую часть времени мы полагаемся на эти качества, чтобы взаимодействовать с другими людьми. Вот некоторые признаки развитого EQ:

  • способность определять и описывать чувства людей;
  • осознание собственных сильных сторон и недостатков;
  • умение прощать ошибки себе и другим;
  • способность принимать изменения;
  • живой интерес к другим людям;
  • проявление внимания к чувствам других людей;
  • эмпатия — чувство сопереживания и заботы о других;
  • принятие ответственности за результат своего поведения;
  • умение управлять эмоциями в сложных ситуациях.

Эмоциональный интеллект помогает людям контактировать с другими, что особенно полезно при командной работе. Публикуя вакансии, рекрутеры все чаще указывают в списке требований «high level of emotional intelligence».

Почему важны сотрудники с высоким EQ

EQ определяется как набор компетенций, демонстрирующих способность человека распознавать свое и чужое поведение, настроение и импульсы, и наилучшим образом управлять ими в зависимости от ситуации. Специалисты с высоким уровнем EI имеют лучшие отношения с окружающими, включая руководителя, коллег и клиентов.

Развитый EQ помогает налаживать связи с людьми, на которых строятся отношения в коллективе. Хорошая атмосфера приводит к повышению эффективности и удовлетворенности работой.

Hay Group утверждает, что исследование 44 компаний из списка Fortune 500 показало, что продавцы с высоким EQ приносят в 2 раза больше дохода, чем те, у кого средний или низкий балл. В другом исследовании 10% программистов с самым высоким показателем EQ разрабатывали ПО в 3 раза быстрее, чем специалисты с более низким уровнем.

Поведение людей с низким EQ чаще включает вспышки гнева, грубые комментарии, неучтивость и капризность. Это приводит к стрессу и выгоранию, а также к тревожной атмосфере в команде. Люди, развивающие навыки EQ, легче находят общий язык с окружающими, хорошо владеют собой, не склонны к конфликтам на пустом месте. Набирая в команду людей с высоким EI, вы повышаете шансы на то, что все участники сплотятся вокруг общей идеи и станут не просто коллегами, а друзьями.

Как влияет EQ на работу

На индивидуальном уровне каждый день мы принимаем эмоционально заряженные решения. Нам кажется, что план А лучше, чем план Б, и иногда мы делаем выбор, основываясь только на эмоциях или интуиции. Когда мы понимаем происхождение и источник этих эмоций, особенно при работе в коллективе, мы способны отделить их от логики и доводов разума. Это помогает принимать взвешенные решения и лучше взаимодействовать друг с другом.

Некоторые отрасли, такие как продажи, требуют высокого эмоционального интеллекта. Продавцы ежедневно взаимодействуют с клиентами. Человек с высоким уровнем EQ будет анализировать ситуацию, пытаясь точно понять потребности клиента и его чувства. Это поможет найти общий язык и провести продажу профессионально, ничего не навязывая.

Лидеры и HR-менеджеры тоже должны обладать высоким EI, чтобы управлять командой и анализировать поведение людей.

Развитые навыки EI помогает сотрудникам:

  • использовать свои умственные способности для выполнения работы, а не поддаваться влиянию эмоций;
  • хорошо справляться с ситуациями, в которых может возникнуть конфликт, ведущий к непродуктивному поведению;
  • предсказать, как другие люди отреагируют на определенную ситуацию, и попытаться найти лучшие способы поведения.
  • сохранять дружелюбный настрой, отзывчивость;
  • лучше контролировать свои импульсы и избегать отвлекающих факторов, которые могут помешать достичь целей в работе и снизить эффективность.

Если у работников недостаточно высокий уровень EQ, это не повод их увольнять. Эмоциональный интеллект можно развивать самостоятельно, в команде, или посещая специализированные тренинги.

Как развивать эмоциональный интеллект команды

Как и в случае с любыми другими навыками, для повышения EQ требуется время. Чтобы помочь в этом сотрудникам, в компании можно создать культуру, в которой работники и руководитель могут практиковать и совершенствовать эмоциональный интеллект.

Прежде всего, проверьте EQ членов вашей команды, чтобы понять слабые стороны каждого участника. Это поможет улучшить процесс обучения и сконцентрироваться на развитии компетенций EI. Что может помочь лучше понять вашу команду?

  • проведение опросов и тестов;
  • тимбилдинговые игры, чтобы лучше узнать друг друга;
  • каждый день уделяйте 15‒20 минут общению с командой в группе или один на один;
  • посещайте вместе с командой тренинги.

Тест Майера-Сэловея-Карузо (MSCEIT) — это метод, основанный на способностях. Тестируемые выполняют задания, предназначенные для оценки их способности воспринимать, идентифицировать и управлять эмоциями. Это известная во всем мире методика, которой часто пользуются для оценки EQ кандидатов на работу.

Опросник эмоциональной и социальной компетентности (ESCI) — еще один известный способ оценить EQ сотрудников или кандидатов. Он предназначен для оценки соответствующих способностей, а также помогает выявить лидерские качества.

Независимо от результата вы можете развивать EQ. Познакомьте свою команду с концепцией эмоционального интеллекта, если они не слышали о ней раньше. Объясните его роль для лучшей производительности на работе, управления конфликтами и общей внутренней гармонии человека. Заложите основу для расширения эмоционального кругозора. Предложите книги или статьи на эту тему для прочтения. Обсудите основные принципы взаимодействия в команде во время тимбилдинга. Посещайте соответствующие семинары вместе с командой или организуйте свои собственные.

Чтобы командное взаимодействие было эффективным, инициатива должна исходить от лидера. Вы не можете улучшить благополучие и самоощущение других людей, не поняв сначала, как вы действуете на эмоциональном уровне. Как лидер, вы не можете учить тому, чего не знаете сами. Работайте над собственным EQ, чтобы понимать чувства других, относиться к ним с уважением и обучать их. Лидеров отличает высокий уровень EI, и именно эти навыки помогают создать эффективную команду.

Развитие эмоционального интеллекта приносит пользу не только карьере, но и отношениям, здоровью и в целом повышает качество жизни. В современном деловом мире высокий уровень эмоционального интеллекта станет сильным конкурентным преимуществом по сравнению с кандидатами, у которых его нет.

Инфо
Автор: SEO InWeb
5694 Просмотров
27.09.2022