В крупных компаниях обычно есть несколько специалистов, работающих в сфере HR:
- Собственно HR — они занимаются сотрудниками, уже состоящими в штате
- Рекрутеры — отвечают за подбор кандидатов на вакансии, организацию и проведение собеседований
- Сорсеры — ищут подходящих специалистов, собирают базу данных кандидатов, но не общаются непосредственно с ними
- Иногда есть еще и отдел кадров, который занимается только документооборотом.
В небольших компаниях все обязанности, касающиеся human resources, часто выполняет один человек. Хотя при этом некоторые задачи приходится отдавать на аутсорсинг. Например, для HR-специалиста не составит большого труда разместить вакансию и нанять, к примеру, копирайтера или Junior-программиста. А вот найти хорошего фуллстек разработчика, девОпса или опытного маркетингового директора чаще поручают рекрутинговому агентству — ведь поиск этих специалистов может отнять много сил и времени.
Обязанности HR Managera
- Адаптация новых сотрудников (onboarding)
- Организация индивидуальных и командных тренингов.
- Обеспечение эффективной работы команд, управление конфликтами
- Организация корпоративных мероприятий и тимбилдинг-активностей
- Мотивация сотрудников
- Проведение регулярных оценок персонала (performance evaluation)
- Создание и поддержание бренда работодателя
- Создание и развитие корпоративной культуры
- Поддержание корпоративной политики по многообразию и равным возможностям
- Координация отпусков, организация командировок, работа с больничными
- Расширение соцпакета, управление системой зарплат, бонусов и компенсаций
- Автоматизация процессов
- Мониторинг уровня лояльности сотрудников
- При необходимости — выявление и устранение причин «текучки» кадров
- Сопровождение процесса увольнения
- Ведение документации, связанной с HR-процессами (приемом на работу, увольнениями, отпусками).
Recruiter
- Сбор требований от проджект-менеджеров или тимлидов
- Создание описания вакансии
- Подбор кандидатов
- Хедхантинг — целенаправленное переманивание кандидатов из других компаний
- Просмотр резюме, скрининг (отбор соискателей по формальным признакам)
- Первичные собеседования
- Коммуникация с кандидатом и продвижение бренда компании (например, хороший рекрутер умеет сделать так, чтобы кандидаты, даже получив отказ, не держали обид на компанию).
Sourcer
- Поиск кандидатов в различных источниках: Facebook, LinkedIn, GitHub, Telegram, Twitter, StackOverflow, форумы по специальностям (например, для маркетологов или программистов), оффлайн мероприятия, платные базы контактов
- Выяснение контактной информации и передача ее рекрутерам
- Создание и обновление базы данных кандидатов
- Взаимодействие с участниками реферальных программ, которые рекомендуют знакомого специалиста за вознаграждение, внесение контактов в базу.
HR Manager - основные скиллы
- Развитый эмоциональный интеллект
- Управление конфликтами
- Знание основных метрик HR-аналитики: удовлетворенность (Key Employee Satisfaction Rate), уровень удержания (Key Employee Retention Rate), коэффициенты добровольной и недобровольной текучести кадров (Voluntary/Involuntary Termination Rate), ясность видения компании (Clarity of Company Vision) и другие (всего выделяют более 70 метрик)
- Навыки использования инструмента для управления HR-процессами (например, Zoho people, Zenefits, StaffSquared, CakeHR, Hurma).
Для взаимодействия с сотрудниками IT-компаний желательно хотя бы на базовом уровне разбираться в технологиях. Важно следить за HR-трендами и использовать их в работе, а еще — мониторить HR-практики ближайших конкурентов.
Recruiter
- Коммуникативные навыки, знание психологии
- Креативность — чтобы выделиться на фоне других рекрутеров, заинтересовать IT-специалиста, получающего много предложений
- Понимание делового этикета — чтобы оставить приятное впечатление у специалиста, не показаться навязчивым, не проявить креативности в неуместном формате
- Понимание технологий, с которыми работает компания — чтобы верно интерпретировать информацию в резюме кандидатов и общаться с ними на их языке.
Sourcer
- Аналитический склад ума
- Понимание алгоритмов поиска информации, умение грамотно составить запрос для поисковых систем
- Умение составлять стратегию поиска.