IT-рекрутинг в Украине уже выделился в отдельную и довольно специфическую специальность, очень востребованную на рынке. И здесь, как на любой другой технологической ниве, отечественные специалисты ориентируются на опыт развитых стран, особенно США.
Специалист рекрутингового IT-агентства Indigo Леся Арнольд занимается поиском специалистов в Лос-Анджелесе. Она написала для AIN.UA колонку о том, чем IT-рекрутинг в Украине отличается отIT-рекрутинга в США.
В IT-рекрутинге я работаю шесть лет. Начинала в Playtika — была одним из их первых сотрудников. Руководила винницкой HR-командой из трех человек, релокейтила в Винницу из разных городов Украины. Через четыре года ушла в Indigo. Вскоре появилась возможность релокейта в Штаты для более близкого общения с клиентами. Первой американской вакансией для меня стала Customer Success Manager в Talkable, Сан-Франциско.
Опыта у меня не было: поначалу я переживала, что знания о культуре этой страны еще несовершенны и нужны какие-то особые подходы, знания правил американских рекрутеров, иные инструменты рекрутинга. К первому собеседованию готовилась дольше обычного.
В США я уже девять месяцев и, думаю, скоро начну закрывать вакансии преимущественно с помощью нетворкинга, как привыкла это делать в Украине. Поэтому стараюсь не упускать никаких возможностей: конференции, стартап-тусовки, личные встречи с представителями как американского, так и украинского IT-комьюнити. Это позволяет всегда быть в курсе последних трендов и нарабатывать новые связи.
У американского IT-рекрутинга есть свои отличия и особенности.
Американский роботорекрутинг
Интересный термин из уст одного из кандидатов. Среди американских рекрутеров нормой считается автоматическое/шаблонное собеседование — 10-20 минут по телефону. Поэтому, когда предлагаешь видеоинтервью и при этом вовлеченно интересуешься кандидатом — это своего рода разрыв шаблона.
Видеоинтервью по «скайпу» продолжительностью в 40 минут вызывает у кандидатов шок. Несколько раз мне говорили: «Так мной еще не интересовался ни один рекрутер».
Отсутствие ответов, особенно нерелевантным кандидатам
Это норма для американского рекрутинга. В Украине, к счастью, еще не все компании придерживаются такого принципа. Обратная связь привлекает внимание к рекрутеру и компании клиента. Ведь бывает, что нерелевантность неочевидна для самого кандидата и он не понимает, что не подходит на позицию. И если ему никто не ответит и не объяснит — он так и не узнает причину.
Я решила перенести свою украинскую рекрутмент-стратегию на американский рынок и строить рекрутинг на отношениях. Чаще всего начинаю контакт через вакансию. Я не впариваю кандидата клиенту, а вакансию кандидату. В случае, если откликается нерелевантный кандидат, я постараюсь найти ему подходящий вариант.
Монополия в Штатах — везде
Рынок рекрутинга она тоже не обошла. Больше всего рынок доверяет крупным рекрутинговым агентствам. Для клиента это огромная база контактов, для кандидата — некий знак качества и доступ ко многим вакансиям одновременно.
Но если вас, как рекрутера, советуют знакомым — уровень доверия максимизируется, вы сможете схантить даже самого «труднодоступного» кандидата.
Источники поиска
Самые популярные джоб-сайты — Monster и Indeed, можно еще пользоваться Glassdoor и Angellist, но как источник поиска мне они пока не пригодились.
Стоимость публикации одной вакансии в США в среднем составляет $75. В то время как в Украине можно уложиться в $4.
Ни один мессенджер не сравнится с личной встречей
Даже не обсуждается. Встретиться лично намного эффективней, чем общаться в интернете.
Американские кандидаты отлично продают себя
В Америке претенденты на вакансию умеют себя показать на собеседовании. Создается впечатление, что у каждого уже готов короткий (минут на 5) спич о себе.
Украинским специалистам стоит этому поучиться, потому что иногда попадаются настоящие самородки, но из них рекрутеру приходится буквально вытягивать полезные и важные факты.
Американский клиент никогда не покажет недовольства
В моей практике самые прямолинейные клиенты — израильтяне (по культурным соображениям). Украинцы на втором месте. Американские клиенты могут говорить, что все хорошо вплоть до прекращения сотрудничества. Эту же мысль слышала не раз на международных докладах. Хороший челлендж — спрашивать напрямую, не ждать пока тебе дадут фидбек.
Молодые специалисты начинают карьеру не в «Макдональдсе»
В Америке начинают работать со второго курса колледжа на реальных работах по специальности. Часто заканчивают бакалавриат, идут на пару лет работать на фултайм, возвращаются за магистром и тогда оцениваются на $20-30 000 больше.
Фото в резюме — не принято
Это вне этики. В Штатах считают, что внешние параметры не должны влиять на то, какой ты специалист. Чтобы узнать как выглядит твой кандидат — иди в LinkedIn или Facebook (но не добавляйся в последнем в друзья).
Так же обстоят дела с вопросами о возрасте, семейном положении, религии, этническом происхождении — это не обсуждается. В то же время в Украине большинство рекрутеров спокойно задают вопросы о семье и возрасте.
Писать в Facebook с профессиональным предложением недопустимо
Если в Украине не рекомендуется, то в Штатах недопустимо.