Каждый руководитель компании заботится о том, чтобы его бизнес развивался и процветал. Добиться этого невозможно без грамотных и квалифицированных сотрудников. Формирование сильной команды трудно представить без развития персонала. Indigo Tech Recruiters в этой статье расскажет, о каких видах, формах и методах обучения персонала должен знать лидер.
Виды и формы обучения персонала
Обучение персонала – это непрерывный процесс, состоящий из комплексных мероприятий, и направленный на повышение уровня профессиональных и управленческих скиллов. Во время учебы люди не только оттачивают навыки и учатся чему-то новому, но и работают над личностными качествами. В результате команда становится более профессиональной, сплоченной и мотивированной.
Если вы решили начать обучение команды, вам стоит знать о видах и формах образования. В первую очередь выделяют такие виды:
- Подготовка. Этот вид обучения применяют для новых сотрудников, чтобы вести их в курс дела.
- Повышение квалификации. Такая форма необходима для уже работающих сотрудников, при этом не имеет значения, как давно они трудятся в фирме. Применяется для получения новых знаний или углубления уже имеющихся.
- Переподготовка. Этот вид обучения необходим для тех, кто планирует работать на новой должности.
Что касается форм, то любой из этих видов обучения может быть:
- индивидуальным или групповым;
- долгосрочным или временным;
- активным или пассивным;
- стационарным и дистанционным;
- с отрывом или без отрыва от основной деятельности.
У каждого формата свои плюсы – групповой позволяет сплотиться команде, а индивидуальный — развивать персональные качества каждого сотрудника. Долгосрочное обучение обычно более полезно, чем кратковременное, однако и у последнего есть свои плюсы: цена и экономия времени. Активные и пассивные формы следует чередовать. Что касается двух последних видов — их выбор сугубо индивидуальный.
Методы обучения персонала
Существуют разные методы обучения персонала организации. Наиболее распространенные из
них – это:
- Лекция. Отличный способ донесения материала до большой группы человек. Однако следует понимать, что такая форма относится к пассивным методам обучения: материал обязательно следует не только усвоить, но и закрепить.
- Семинар. Такая форма знакома многим со студенческих времен. На семинаре происходит диалог преподавателя и учеников, что позволяет закрепить материал. Однако семинары можно проводить только в небольших группах, иначе эффективность такого занятия будет крайне низкой.
- Тренинг. Эффективная форма обучения, во время которой можно отработать практические навыки, например, проведение собеседования. Также проводится в небольших группах. Чтобы тренинги были эффективными, необходимо регулярно повторять материал и отрабатывать навыки на практике.
- Наставничество или коучинг. При таком виде обучения человек делится своим опытом с новичками или коллегами. Наставник позволяет исправить ошибки и закрепить знания.
- Деловые игры. Очень эффективный метод, который позволяет сплотить команду, выявить ее сильные и слабые стороны. Однако для такой бизнес-симуляции нужна серьезная подготовка.
- Кейс-обучение. Это вид, при котором рассматриваются различные практические ситуации (кейсы). При этом группа сотрудников анализирует одно или несколько обстоятельств и проявляет критическое мышление.
- Интерактивные методы. Сюда относятся чат-боты, виртуальная реальность, онлайн-игры и другие интересные формы.
- Специальные курсы или дистанционное обучение. Это методы, которые сочетают в себе сразу несколько форм – лекции, вебинары, онлайн-игры, тренажеры и много другое.
Также есть и другие методы, например, сторителлинг, временная ротация, баскет-метод и т.д.
Организация процесса обучения персонала
Учебный процесс в компании можно организовать по-разному. Прежде всего, необходимо ответить на несколько вопросов:
- Кого обучать? Новых сотрудников или тех, кто уже давно работает? Мотивированных или утративших интерес к работе? Необходимо дать четкие ответы на эти вопросы.
- Чему обучать? Курс должен быть направлен на совершенствование профессиональных и личных навыков.
- Какие планируются затраты? Исходя из бюджета, можно выбирать разные варианты обучения.
- Как организовать обучение? Надо выбрать виды, формы и методы.
- Кто будет обучать? Руководители нанимают коучей или наставников, доверяют обучение HR, покупают онлайн-обучение.
Организация обучения не так проста, как кажется на первый взгляд. Поэтому нужно обязательно продумать все детали.
Оценка эффективности обучения персонала
После проведения обучения обязательно нужно оценить его результаты. Рекомендуется проводить процедуру в несколько этапов:
- оценить реакцию команды;
- провести оценку уровня квалификации до и после курса обучения;
- обратить внимание на изменения в работе каждого сотрудника через некоторое время после окончания обучения.
Таким образом вы поймете, было ли обучение эффективным, применяют ли сотрудники новые знания на практике. Если результат вас не удовлетворил, следует задуматься о смене наставника, форм или методов обучения.
Современные тренды в обучении персонала
Прогресс не стоит на месте, поэтому в современном мире придумывают все новые и интересные тренды. Это же касается и обучения – если раньше оно было построено на лекциях и семинарах, то теперь доступны инновационные и креативные методы. Расскажем о некоторых из них.
- Геймификация. У маленьких деток практически все обучение проходит в форме игры. Почему бы не попробовать этот метод и у взрослых, тем более, практически каждый человек любит играть? Геймификация увеличивает интерес сотрудника и стимулирует его к получению новых знаний и умений.
- Мобильное обучение. 90% людей признают свою зависимость от смартфона. Однако время с гаджетом можно провести по-разному. Различные приложения делают процесс обучения интересным и эффективным, поэтому мобильное обучение показывает положительный результат.
- Вебинары. Это онлайн-семинары, во время которых можно обучаться, находясь в любой точке мира. Сотрудникам доступны абсолютно разные программы, в том числе тренинги со всемирно известными коучами.
- Персональное обучение. Эффективный метод, при котором все внимание уделяется одному человеку. Отлично мотивирует и показывает высокую эффективность.
- Микрообучение. Это небольшие уроки (до 20 минут), во время которых человек максимально сосредоточен и нацелен на положительный результат.
- Технологии виртуальной реальности. Использование такой методики демонстрирует высокую степень вовлеченности сотрудника в процесс обучения.
- Обучение с помощью социальных сетей. Такой вид позволяет работникам чувствовать себя частью чего-то большего за пределами фирмы, обмениваться опытом и идеями с людьми по всему миру.
Обучение сотрудников – важный вклад в развитие бизнеса, ведь профессионалами не рождаются, а становятся. Не экономьте, а научите людей учиться – результаты не заставят себя долго ждать!