Ситуация последних месяцев меняет мир навсегда — время перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям. Мы ясно увидели «узкие места» своих бизнесов — осталось стать сильнее. Эксперты IT-рекрутингового агентства INDIGO Tech Recruiters в материале для «Деловой столицы»проанализировали, какие решения принимают компании в IT-сфере, чтобы адаптироваться к переменам.
Уже сегодня можно констатировать: IT сфера пострадала меньше, чем другие. Хотя и здесь есть разные истории — так, любимый многими Airbnb вынужден сокращать 1900 сотрудников из 7500, UberEats закрывается в некоторых странах, включая Украину (что удивительно, учитывая спрос на доставку питания). Пострадал аутсорс, особенно тот, что связан с туризмом. Хорошо же чувствуют себя разработчики игр — в ряде компаний дела пошли даже лучше, чем до карантина. А количество вакансий в геймдеве в апреле выросло на 11%.
Даже Всемирная организация здравоохранения призывает играть в игры — мол, они стимулируют людей оставаться дома вместо прогулок по улицам с риском заражения. 18 мировых игровых компаний отреагировали мгновенно, запустив инициативу #PlayApartTogether. В их числе — Activision, Blizzard, Riot Games, Amazon Appstore, Pocket Gems, Twitch, YouTube Gaming.
На период карантина геймдев компании предлагают эксклюзивные награды игрокам, открывают больше возможностей в бесплатных версиях и даже встраивают в игры сообщения о COVID-19. В шутер CS:GO впервые в его истории играли миллион людей одновременно. Хотя и тут не всем сладко — пострадали киберспортивные компании, но и они адаптируются, перенося все свои активности в онлайн.
В целом коронакризис стимулировал рост разработки софта. В hardware-индустрии все не так радужно — производить физические продукты на удаленке невозможно. Даже Apple пришлось отложить презентацию нового бюджетного смартфона.
Отказываются от офисов
Карантин показал, что офис не настолько важен, как казалось. Например, в Oracle с их 136 тысячами сотрудников заявили — компания никогда не вернется к личным встречам. Продуктивность удаленной работы оказалась на уровне с офисной. А экономия — существенная не только на аренде, но и на прилагающихся к нему «плюшках» — спортзалах, игровых комнатах, еде и напитках. Впрочем, есть немаловажный нюанс — новоиспеченным удаленщикам нужно обустраивать домашние рабочие места. Ряд компаний взял эти расходы на себя — в Shopify, например, возмещают каждому сотруднику до $1000 на эти цели.
Аналогичные заявления про необязательность офисов сделали в компании-поставщике услуг технической поддержки решений SAP Rimini Street, а у них, на секундочку, 30 офисов в разных странах. «Если все действительно могут работать дома, то почему у нас есть все эти большие офисы по всему миру», — задался вопросом Сет Рэйвен, гендиректор компании. А разработчик сервисов для управления учетными данными пользователей Okta (офисы в 13 странах) перед карантином планировал расширять площади, а сейчас передумал. При этом почти треть украинских айтишников говорят, что работать на удаленке не хотели бы. Так что возможно, спрос на коворкинги сильно вырастет. Компания может арендовать несколько десятков мест в коворкинге, чтобы туда периодически могли приходить сотрудники, которым надоело работать дома. Одно такое место в коворкинге премиум-класса стоит от $250 в месяц, полностью оборудованный и защищенный персональный офис на команду от 1 до 25 человек с возможностью расширить пространство в любой момент — от $430. Это явно выгоднее, чем снимать большой красивый офис на 100 мест, оборудовать в нем спортзалы и игровую комнату и закупать на всех еду и пиво.
Популярными также станут офисы смешанного типа — когда часть мест закреплены за конкретными сотрудниками, а часть свободные, как в коворкингах. Они для тех сотрудников, которые основную часть времени работают дома, но иногда приходят в офис. За одним и тем же столом в разные дни могут работать разные люди. Таким образом можно будет снять офис поменьше.
Некоторые компании даже на карантине не забывают, как важен тимбилдинг. Например, в сети партнерских программ Admitad заказывают пиццу и вся команда собирается на совместный ужин в Zoom. В украинской компании SupportYourApp вместо офисного спортзала всей командой проводят спортивные тренировки через Zoom. И мы в Indigo Tech Recruiters делаем то же самое — в здоровом теле, как говорится, здоровый дух. А в Vintage Web Production иногда включают Zoom просто так, чтобы создать эффект офисного шума. Экономить, прежде всего, планируют на HR-позициях. Количество вакансий для эйчаров в украинских IT-компаниях упало на 63%.
Исследование инвестиционного фонда AVentures Capital подтверждает, что в странах Центральной и Восточной Европы аналогичная тенденция — IT-компании в первую очередь будут экономить на рекрутерах, сейлзах и специалистах по маркетингу.
Создают новые стартапы и переориентируются
Коронакризис вынуждает переориентировать свои продукты и даже открывать стартапы в сферах, на которых никогда не смотрели.
Так, основатель PowerCode, Владислав Савченко, решил переключить часть команды на экстренную разработку онлайн-супермаркета Foodex24. За 2 недели команда создала сайт, арендовала склад, организовала поставки продуктов и наняла курьеров. По словам основателя, сейчас у сервиса больше 1000 заказов в день. Стартап ClassPass до карантина помогал подобрать программу для занятий фитнесом. После закрытия спортзалов доходы компании за 10 дней упали на 95% и они оперативно переориентировались на потоковое видео для домашних тренировок.
Украинский стартап Allset, популярный в США и предназначенный для предзаказа еды в ресторанах и бронирования столиков, перестроился на предзаказ еды на вынос. Для многих ресторанов это стало спасительным. И для Allset тоже — из-за карантина количество заказов через приложение упало бы до нуля, а так оно сократилось на 50%. Компания продолжает существовать и даже привлекла новый раунд инвестиций.
Некоторые бизнесы создали отдельные проекты, связанные с коронавирусом. Например, связанная с Google биотехнологическая компания Verily работает над сайтом, который поможет определить, кому надо пройти тестирование на COVID-19.
Время трансформироваться и растить HR-бренд
Карантин заставил многие компании диджитализироваться быстрее, чем планировали. Растет спрос на решения по оптимизации процессов в закупках, продажах и производстве. Малый бизнес, который считал свои доходы и расходы в Excel, решился на CRM-системы. Вырос спрос на облачные решения, SaaS, технологии безналичной оплаты и мобильные решения для бизнеса. Из-за перехода на удаленку многие компании обеспокоились защитой данных, поэтому растет все, что связано с кибербезопасностью. Те, кто по каким-то причинам не вводившие электронный документооборот, начали это делать.
А еще «новое время» подстегнуло IT-компании задуматься о том, как даже на расстоянии проявить заботу о своих специалистах и сохранить привлекательность эйчар-бренда в сложных условиях. Так, Admitad выплатит $300 000 сотрудникам, чьих родных уволили из-за кризиса, а Playrix заплатит сотрудникам по $650, чтобы им было легче пережить карантин. Впрочем, дело не только в деньгах — сейчас выигрывает тот, кто взял курс на прозрачность и открытую, честную коммуникацию с сотрудниками. Партнёры Netpeak отказались от прибыли ради сохранения штата — чтобы было чем платить зарплату всем сотрудникам. А в Grape периодически пишут письма команде, честно рассказывая, сколько осталось денег, на сколько их хватит и как дела у компании. Чем бережнее и лояльнее IT-компании отнесутся к своей команде сейчас, тем легче им будет хантить лучшие таланты в будущем.