Нам давно хотелось записать интервью с Лесей. И сейчас объясним почему: этот человек - настоящий знак качества. В бизнесе, отношениях с людьми и просто по жизни. Леся всегда работала с классными продуктовыми компаниями, которых выбирала исключительно по сердцу и принципам: сначала Playtika (сейчас многомиллиардный геймдев), Indigo Tech Recruiters и Talkable (успешный SaaS из Сан-Франциско).
Леся: я не люблю слово мотивировать. Больше люблю “вдохновляет”:). Однозначно люди! Мой главный фетиш - знакомство с талантливыми яркими личностями, которые пусть и не спасают мир, но делают его лучше своим присутствием. Рекрутинг это предоставляет сполна. Это совершенно особое ощущение - когда твой день наполнен классным общением с людьми, которые в 16 лет построили первый стартап или написали первое приложение в 12, или получили в три раза больше ожидаемых инвестиций после нескольких провальных попыток. С людьми, которые создают продукты в Украине и завоевывают пользователей со всего мира.
Леся: Когда у вас одна культура, команда взаимодействует максимально эффективно. Люди хорошо чувствуют друг друга, все коммуникации происходят максимально быстро. Сокращается время на менеджмент различных вопросов, которые в разных культурах могут требовать разных решений. Ну, и конечно, вы формируете единый уникальный дух, который крепко держит команду и привлекает лучших специалистов на рынке.
Леся: уважение - в основе всего. Разговаривайте о разнице. Проводите достаточно времени вместе.
Леся: стендапы, месячные/квартальные бизнес отчеты, видео чаты (если стоит выбор между аудио и видео - выбирайте видео). Инвестируйте в бизнес поездки команд в офисы друг друга. Инвестируйте в изучение единого языка в компании. А если хочется, то и языка друг друга.
Леся:
- уважение к личным границам
- балансировать между "быстро и не всегда правильно" (чаще в американской) и "медленно и правильно" (чаще в украинской)
- балансировать между "все могу" (чаще в американской) и "это фигня" (чаще в украинской)
- украинской команде больше спрашивать, а американской больше давать фидбэки
- американцы не любят делиться деталями своих личных сложностей, а украинцам наоборот важны слова поддержки. Например, украинскому сотруднику не стоит рассказывать в деталях свой диагноз или симптомы и тем более ждать глубокого сочувствия от американских коллег, в то же время американским сотрудникам стоит понимать, что их украинские коллеги ожидают большей вовлеченности.
- в Штатах одинаково плохо как опоздать, так и появиться на встрече заранее. В то же время, в Украине появиться заранее все еще считается хорошим тоном.
- в Штатах планируют встречи намного более заранее, чем в Украине. Даже с друзьями считается неуважительным предлагать встречу раньше чем, за 2 дня (лучше за неделю)
- американцы более открыты к изменениям и экспериментам
- особое внимание уделяется вопросу пола, расы, возраста (особенно в Калифорнии). Это очень отражается в языке. Например, в некоторых средах считается абсолютно недопустимым назвать женщину "девочкой".
- американцы - мастера "маленьких" (поверхностных) разговоров (в бизнесе, да и социуме это важный скилл), а украинцы любят глубокие разговоры
Леся: Калифорния очень идеологична. Мало того, что уже во второй месяц жизни в этом Штате вырабатывается рефлекс выключать свет если в нем нет необходимости, экономить воду и сортировать отходы, здесь покупатели и пользователи часто обращают внимание не только на качество продукта или сервиса, а и на его идеологичность, на то, какие люди его создают. Лично я стала приверженным покупателем йогуртов Chobani после того, как услышала Hamdi Ulukaya, CEO компании, его историю и то, как он строит бизнес на конференции Startup Grind в Redwood City. А сейчас тестирую сервис доставки “несовершенных” овощей и фруктов imperfectproduce.com. Их основная идея в том, чтобы минимизировать количество продуктов, которые выбрасываются даже не дойдя от фермера до супермаркета из-за несовершенной формы или просто потому что в магазине переизбыток какого-то продукта, и, конечно, это дешевле для пользователя. Приятный бонус - моя семья значительно увеличила количество потребляемых фруктов:)
Леся: рынок талантливых рекрутеров ничуть не менее жесткий, чем рынок талантливых разработчиков. Я верю в талант и фокус. Думаю, что только когда человек занимается тем, что больше всего по душе и в чем у него талант, он может делать действительно крутые штуки. Для рекрутинга и рисерчинга нужны совершенно разные таланты, это кардинально разный профиль личности. Я всегда старалась работать с рекрутерами, которые прежде всего обладают высоким эмоциональным интеллектом, которым искренне важны интересы компании и кандидата, которые умеют определить талант человека и личные качества, которые влияют на перфоменс. Ну, и конечно, у которых хорошо развита интуиция - рекрутеру без этого никуда:) Да, еще одно важное качество рекрутера - умение зажечь и вдохновить. Люди всегда ищут источники вдохновения и талантливый рекрутер - как раз тот человек, который может помочь увидеть свой самый главный талант и возможность применить его самым ярким образом.
Леся: как держать ресурсное состояние. A-players - люди, которые больше всего склонны к выгоранию. Я всегда рекомендую компаниям, которые нанимают топ-перформеров, обращать особое внимание на ресурсное состояние сотрудников. Да, все мы взрослые люди и сами знаем свои границы возможного. Но топ-перформеры всегда делают больше, чем от них ожидают и часто забывают позаботиться о себе. Подобное привлекает подобное, A-players привлекают A-players. И если в компании сложился некий дух перфекционизма, то очень важно форсировать ценность отдыха. Например, в Talkable в какой-то момент мы поняли, что многие ребята в команде слишком редко ходят в отпуск и ввели политику безлимитных отпусков, тем самым показывая команде, что компания видит ценность в поддержании ресурсного состояния. И не стоит бояться такой политики, если у вас команда A-players. Кстати, в стартапах Долины политика безлимитных отпусков очень распространена. Это еще и способ выразить доверие команде.
Леся: с видео-сообщениями. Вообще я большой приверженец видео-коммуникации. Помню еще когда работала в Индиго, Аня Стеценко подала идею обращаться к кандидатам через видео, но тогда мне так и не пришлось попробовать. А сейчас я подсмотрела у Лены Волк крутой инструмент https://www.useloom.com/ и использую его для привлечения интереса самых ярких и недоступных разработчиков.
Леся: работать только с людьми, которых хочется обнять. Вот чего всем желаю. Душа - главный фильтр :)