Согласно американской платформе Peakon, одна из топ-причин увольнения — стагнация и перспектива «новой возможности». Это подтверждают ответы 32 миллионов участников опроса из 125 стран. А по данным LinkedIn, 94% сотрудников не уволились бы с предыдущего места работы, если бы руководители инвестировали в их развитие.
Lifelong learning и постоянное движение вперед по карьерной лестнице в IT — задача не из легких. Нужно постоянно обучаться новому, отслеживать тренды и апдейты в сфере, когда времени на профессиональное развитие зачастую не так уж и много. Тем не менее работа со специалистом по вопросам развития карьеры в IT может помочь выгодно выделиться на фоне других соискателей, увеличить доход и сменить должность.
Поделились, что такое коучинг, хайп это или необходимость в современных реалиях, а также для кого нужен коучинг и как искать «своего» проводника по пути на следующую ступень карьеры.
5 модулей, которые прокачают необходимые руководителю скилы в проведении интервью, познакомят с трендами в найме, научат питчить вакансии так, что кандидаты не смогут отказываться от офферов.
Программа курсаЧто такое коучинг: простыми словами о главном
Коучинг — что это и почему он так важен? Термином обозначают встречи, или сессии с коучем, который помогает человеку поставить цели, сократить дистанцию по их достижению, расставить приоритеты в личной жизни, карьере, финансах, спорте и бизнесе.
Партнер помогает преодолеть gap между тем, где клиент находится сейчас и тем, чего хочет достичь. Коучинг — это простыми словами работа над собой и личной эффективностью с помощью партнера, который помогает ориентироваться на возможности будущего, а не на ошибки прошлого.
Явление возникло в 70-х и один из его корней — спорт. Исследователи заметили, что более эффективных результатов достигали спортсмены, которые помимо технического тренера занимались с коучем.
Где сегодня применяется коучинг? Из технологии для спортсменов он превратился в эффективный инструмент для бизнеса, качественного улучшения личной или карьерной жизни. Исследования Международной федерации коучинга подтверждают увеличение эффективности работы сотрудников в результате использования этого метода обучения. По данным ICF, коучинговая культура помогает сократить текучесть кадров, увеличить вовлеченность и повысить доходы бизнеса.
Летом 2019 года софтверная компания SurveyMonkey и новостная платформа CNBC провели опрос на тему счастья на работе. Результаты показали: 79% сотрудников, у которых есть наставник, удовлетворены своим доходом (против 69% без наставника) и 89% против 75% сотрудников верят, что их работу ценят коллеги. Только 25% участников опроса с ментором планируют сменить работу в ближайшие несколько месяцев. Среди тех, у кого нет наставника, собираются покинуть компанию 40%.
Для стартапов наставничество и coaching так же важны. Владельцам малого бизнеса часто не хватает опыта для эффективного управления процессами. Чтобы его получить, требуются годы, а часто и большие суммы. В США 70% стартапов и небольших компаний, чьи основатели пользуются услугами менторов, преодолевают отметку в пять лет и вырастают. Это в два раза больше, чем показатель стартапов без менторов.
Исследователи также подсчитали: когда обучение сочетается с коучингом, люди повышают свою продуктивность на 86% по сравнению с 22% только при обучении. Вместе с улучшением результатов сотрудников повышается лояльность клиентов, растут продажи и увеличиваются доходы бизнеса.
Для чего нужен коучинг
Coaching — это массовый запрос на самореализацию. Сейчас большинство запросов к специалистам — о поиске занятия по душе и работе без срывов или стресса:
- Что делать с эмоциональным или профессиональным выгоранием?
- Как найти и выбрать любимое дело?
- Как сменить сферу деятельности?
Другие популярные запросы, с которыми приходят к коучу — о внутренней гармонии: как наладить отношения с окружающими, повысить уверенность в себе, быть в балансе и справиться с внутренним кризисом.
Важно: коуч — это не специалист, который кидает спасательный круг. Он направляет человека на поиск скрытых резервов и возможностей. В сессиях акцент делается на ресурсах, возможностях, целях и достижениях, а не на проблемах, слабых сторонах и факапах. В основе большинства подходов коучинга лежит версия о том, что у людей есть неиспользованный резервуар потенциала. В конечном итоге клиент может быстрее добиться желаемого уровня жизни благодаря работе с тренером.
Чтобы видеть проблему или задачу и эффективно ее решать, не возвращаясь в прошлое, во время coaching-сессий человек задает себе вопросы: «Чего мне удалось сегодня добиться по направлению к цели?», «Что приблизило меня к поставленной цели?», «В чем я молодец?», «В чем я сегодня лучше по отношению к намеченной цели?».
5 преимуществ работы с коучем
Поддержка специалиста по коучингу помогает обрести:
- Ясность в своих действиях. Coaching добавляет ясности в отношении прошлых достижений и будущих целей человека. Работа с коучем сделает из сотрудника IT-компании стратега, поможет найти свой карьерный путь и понять, что для него является главными мотиваторами.
- Уверенность в себе. Уверенность поможет выделиться среди других кандидатов, поскольку человек будет четко понимать, чего уже удалось достичь, какие результаты и пользу он принес на предыдущем месте работы.
- Быстрое и последовательное достижение целей. Эксперты заявляют, что IT-специалисты, которые занимались с профессиональным коучем, достигают своих целей быстрее, чем те, кто не пользовался услугами специалистов. Люди начинают эффективнее взаимодействовать с коллегами и партнерами, пользуются скиллом презентации апдейтов и инноваций, управляют стрессовыми ситуациями и обретают work-life balance.
- Доступ к новым инструментам и техникам для повышения эффективности. Трудно совершенствовать свои знания, когда человек не знает, где и с чего начать. Профессиональный тренер помогает раскрыть сильные и слабые стороны сотрудника, а также разработать план, чтобы покрыть дефицит знаний и опыта.
- Ответственность за свои поступки, решения и развитие. Работа с коучем поможет команде брать на себя ответственность и держать взятые обязательства.
Кроме того, работа с коучем гарантирует конфиденциальность. Наставник преимущественно работает в той же компании, что и сотрудник, отчитываясь перед его руководителем и HR-департаментом. В то же время, подписывая договор о коучинге, человек может быть уверенным, что сотрудничество между ним и коучем останется конфиденциальным.
Кто такие коучи и в чем разница с менторами и наставниками
Менторы — это люди с опытом в функциональной сфере. Они делятся этим опытом и дают конкретные советы. Коучи — это люди, которые помогают специалисту найти свой путь и ответы на вопросы. Например: есть учебники по английскому, но мы все равно идем к тьюторам. В интернете доступно множество статей о спорте и комплексы упражнений в свободном доступе. Однако начиная заниматься с тренером, человек достигает других результатов — и происходит это гораздо быстрее, чем при самостоятельных тренировках. В этом случае тренер по спорту — coach, а книга по английскому — ментор, который расскажет, как выучить иностранный язык.
Можно прочитать множество книг о том, как стать успешным лидером. Однако это не то же самое, что возможность поработать с профессионалом, который поможет найти свой стиль управления, использовать сильные стороны, принимать во внимание специфику компании и страну, где базируется бизнес.
И менторинг, и коучинг одинаково важны — главное понимать, в каких случаях использовать каждый из инструментов. В какой-то момент опыт менторов может становиться ограничением для развития: не давать руководителю или рядовому сотруднику самому получать опыт. Коучинг не предполагает предоставление рекомендаций, внимание акцентируется на мышлении клиента. В менторстве советы — это стандартная практика. Кроме того, coaching и наставничество (mentoring) отличаются по длительности, особенностям проведения встреч и опыту тренера.
Длительность сессий
Коучинг — это сотрудничество на определенный период времени, в то время как наставничество предполагает постоянную работу в течение длительного времени.
Особенности проведения встреч
В коучинге встречи более структурированные и планируются заранее. Их проводят, пока не будет закрыт запрос человека. В менторстве встречи устраивают по мере необходимости: когда подопечному нужна рекомендация или поддержка.
Опыт и знания тренера
Коучу необязательно обладать опытом в сфере работы клиента, но он должен понимать, как работает эта сфера: владеть профессиональной лексикой, знать обязанности и функции специалиста. Ментор всегда более опытный и квалифицированный, чем его подопечный: часто это тимлид отдела или компании, который передает ученику знания и опыт.
Как выбрать коуча, который не продает «успешный успех»
Сотрудник хочет прокачаться в публичных выступлениях или в проведении презентаций. Где искать коуча и по каким критериям его выбирать?
Прежде всего, в коучинге есть первая discovery session — сессия-исследование, или стратегическая сессия. В процессе у коуча и человека есть возможность познакомиться и понять, подходят ли они друг другу для работы над запросом. Ориентироваться можно на такие критерии, как:
- портфолио коуча;
- опыт работы с аналогичными запросами;
- компетенции ICF — Международной федерации коучинга;
- умение специалиста слушать;
- помощь в формировании нового сознания;
- личность коуча — комфортно ли сотруднику со специалистом, доверяет ли он ему, происходит ли между ними «химия».
Кроме того, в коучинге важно безоценочное мышление. Коуч должен уважать выбор и поведение клиента. Это непросто, поскольку с детства нас учат оценивать, вешать ярлыки и сравнивать себя с другими. И, наконец, имеет значение намерение коуча — чувствует ли человек его готовность к работе, желание помогать в достижении результатов. Для большей эффективности сессий коуч может привлекать клиента к ответственности и подотчетности.
Существуют ассоциации и федерации коучинга, на веб-сайте которых публикуют перечень сертифицированных специалистов. «Своего» коуча стоит искать здесь — или обратиться за рекомендациями к знакомым.
Коучинг для руководителей в IT — чем может быть полезным
Должен ли руководитель быть коучем, тренером или наставником? Мир быстро меняется, а вместе с ним трансформируются навыки лидеров. Популярности набирает умение управлять энергией, смыслами и счастьем команды, эмоциональный интеллект, коммуникация и сотрудничество. Эти скиллы из списка «софтов» переходят в «твердые» навыки, которые определяют эффективность координации и продуктивность коллектива.
В идеале начальник должен быть наставником и помогать сотрудникам в их карьере и личностном росте, сочетать в себе навыки руководителя (сроки и цели, подотчетность), тренера (развитие скиллов сотрудников) и наставника (более широкая картина карьеры и жизни).
Основные тенденции в обучении руководителей:
- привлечение внешних менторов;
- развитие коучинговой культуры;
- отказ от исключительно самостоятельного обучения;
- персонализированный подход;
- применение внешнего коучинга.
Компании из списка Fortune 500 изучили рентабельность инвестиций в coaching для руководителей и обнаружили, что в 77% случаев подход оказал значительное влияние на бизнес-показатели, эффективность и удовлетворенность сотрудников. Рентабельность инвестиций (ROI) коучинга для руководителей составила 788%.
Сотрудники хотят достигать своих целей, но не всегда знают, с чего начать? Коуч поможет разобраться, как стать эффективнее и достигать желаемых результатов. Корпоративный специалист поможет улучшить работу компании и решить актуальные проблемы на управленческом уровне. Коучей эффективно привлекать или выращивать из сотрудников для закрытия внутренних вопросов, а также при выводе нового продукта на рынок, внедрении изменений и реализации проектов.
5 модулей, которые прокачают необходимые руководителю скилы в проведении интервью, познакомят с трендами в найме, научат питчить вакансии так, что кандидаты не смогут отказываться от офферов.
Программа курса