Первый продакт в компании — ее основатель и идейный вдохновитель. Однако со временем количество задач, проектов и команда растут, а руководитель физически не может разорваться и полноценно уследить за всем. Не утонуть в коммуникации между разными отделами, командами, заказчиками и рутиной поможет продакт-менеджер.
Что это за специалист, где его отыскать и на какие компетенции стоит обратить внимание — разбираемся.
Кто такой продакт менеджер
Фактически, product manager — это специалист, который отвечает за создание и выход на рынок продукта.
Чек-лист ситуаций, в которых бизнесу нужен продакт:
- есть потребность в росте, но не хватает ресурсов;
- есть ресурсы для роста, но не хватает продукта;
- хаос в организационных процессах, из-за которого компания упускает возможности, а команда находится в стрессе;
- рост команды/направления, который надо курировать.
Indigo Tech Recruiters School – новый стандарт знаний в IT-рекрутинге. Спикеры курса: Ирина Шамаева, Стаська Падалка, а также эксперты из Garmmarly, DataArt, Медиа-Группы Украина и, конечно, Indigo Tech Recruiters.
Смотреть программуProduct manager работает на междисциплинарном стыке интересов бизнеса, маркетинга и программирования. В его задачи входит контроль работы над продуктом на всех этапах, начиная от стадии идеи и завершая пост-продакшеном и пост-инвестиционным анализом. Кроме того, такой специалист продолжает развивать продукт даже после этапа выпуска его в мир.
Как и во многих современных профессиях, сфера ответственности продакт-менеджера до конца не определена — каждая компания предъявляет свои требования специалисту на эту должность. Полный перечень обязанностей зависит от конкретной компании. Кто-то включает в сферу ответственности такого специалиста разработку новых идей, в другой компании задачей продакта будет только контроль плана реализации.
Стоит разделять задачи и позиции продакт и проджект менеджера. Продакт разбивает создание нового продукта на несколько этапов (проектов), проджект – отвечает за выполнение продуманного продактом плана создания и развития проекта с учетом сроков и ресурсов компании. Фактически, продакт создает стратегию и нанимает помощников (менеджеров проектов), которые отчитываются перед ним по каждому этапу работы.
В список необходимых навыков продакт-менеджера входит:
- построение продуктовой стратегии;
- организация работы команды: постановка целей, распределение обязанностей, составление и оформление roadmap;
- создание, тестирование и анализ гипотез;
- создание прототипов продуктовых решений;
- работа с инструментами: Sketch, MarvelAPP, InVision, myBalsamic etc;
- координация работы различных отделов и департаментов компании в привязке к продукту (PR, маркетинг, разработка, продажа).
Кроме того, продакту необходимо взаимодействовать со всеми вовлеченными в работу специалистами, проводить анализ рынка, определять целевую аудиторию и т.п.
Топ-4 скилла продакт-менеджера
1️⃣ Стратегическое мышление
Помогает в генерации идей и создании стратегии развития, описание выгоды и ценности для клиентов. Менеджер анализирует аудиторию, рынок, конкурентов etc.
Как это выглядит на примере:
При участии продакт-менеджера была создана платформа для электронного документооборота, которая успешно функционирует. Однако без дальнейшего продвижения платформа быстро затухнет. На этом этапе продакту необходимо активизироваться в изучении рынка, создании и тестировании гипотез для введения нового функционала и дальнейшего развития.
2️⃣ Планирование
Одна из сфер ответственности продакт-менеджера — планирование, создание дорожных карт и расставление приоритетов по задачам. Менеджер продукта не просто придумывает идеи, но и планирует их реализацию в мельчайших деталях.
3️⃣ Построение коммуникаций
Product manager необходимо коммуницировать с самыми разными специалистами, которые работают над продуктом: разработчиками, маркетологами, дизайнерами. В такой работе не обойтись без умения налаживать связи и находить общий язык с людьми с любым темпераментом.
Любой проект состоит из различных элементов, за каждый из которых отвечает отдельный специалист или департамент. Менеджеру также необходимо наладить общение и обмен информацией между отделами.
То же самое касается работы с подрядчиками. Иногда для реализации какого-то объема работ не обойтись без привлечения внешних специалистов: типографии, маркетологов, рекрутинговых агентств для быстрого закрытия вакансий. Менеджеру продукта нужно уметь в кратчайшие сроки и по минимальной цене добиваться результата от любых привлеченных специалистов.
4️⃣ Ведение документации
Рано или поздно в любом проекте появляется пул документов: регламентов, инструкций, технической документации, дорожных карт, смет, описаний, коммерческих предложений. Задача продакта — создавать такие документы, контролировать их своевременное поступление от команды и свободно ориентироваться в информации.
Чаще всего менеджер продукта сталкивается с:
- предпроектной документацией — описанием идеи, регламентов, сфер ответственности и технических заданий;
- проектной — планами, дорожной картой;
- рабочими документами — подробным описанием продукта, отчетами о выполненных работах, отдельными задачами;
- итоговой отчетностью — финальные отчеты, пост-анализ, инструкции по использованию продукта;
- финансовой отчетностью.
Как организовать процесс поиска продакт-менеджера
Перед тем, как начать поиск продакта в проект, стоит тщательно проанализировать текущее состояние дел в проекте. Какие рабочие моменты будет закрывать новый специалист? Что будет входить в сферу его ответственности?
Для того, чтобы найти специалиста, который нужен конкретному бизнесу, важно четко и максимально подробно сформулировать вакансию. В вакансии должно быть:
- описание обязательных задач;
- информация по продукту: его роль, задачи, KPI, данные о команде, бюджет на тестирование, методология работы;
- условия работы специалиста;
- требования по софт/хард скиллам, опыте работы и владении инструментарием.
Важно! Описание может включать в себя информацию, попадающую под NDA. Необязательно включать эти данные в текст вакансии, достаточно оставить только основные моменты. Однако подробно прописанный профиль сотрудника и подготовленные вопросы продакт менеджеру позволят ускорить и облегчить поиск необходимого специалиста в команду.
Советы по поиску продуктового менеджера:
- Фильтруйте. При поиске продакт менеджера обращайте внимание на задачи и потребности компании и отфильтровывайте специалистов с нерелевантным опытом или специализацией.
- Подготовьте вопросы для собеседования продакт менеджера, которые помогут оценить бэкграунд и скиллы специалиста.
- Хантинг. Если вы впервые открываете вакансию продакт-менеджера и не уверены, что сможете качественно протестировать специалиста, посмотрите на людей, которые выполняют аналогичный функционал продакт менеджера у конкурентов. В этом случае также могут помочь рекрутинговые агентства, которые проведут исследование рынка и подберут пул специалистов, которые соответствуют критериям — для хантинга или среди тех, кто в поиске.
- Прокачивайте команду. Вполне возможно, что в вашей команде уже есть человек, который частично выполняет функции продакт-менеджера. В некоторых случаях будет проще обучить и прокачать уже имеющегося сотрудника, чем тратить время/ресурсы на найм и онбординг нового человека.
Технологических компаний становится все больше, и вместе с ними растет спрос на менеджеров, которые способны контролировать процесс создания и продвижения продукта. Однако специалистов с необходимым бэкграундом и набором скиллов найти не так и просто. Удачи в поисках!
Indigo Tech Recruiters School – новый стандарт знаний в IT-рекрутинге. Спикеры курса: Ирина Шамаева, Стаська Падалка, а также эксперты из Garmmarly, DataArt, Медиа-Группы Украина и, конечно, Indigo Tech Recruiters.
Смотреть программу