Подбор кандидатов в IT – это всегда непростая задача. По данным сайта для поиска работы в IT Djinni, количество открытых вакансий сейчас в 3 раза превышает пул специалистов в поиске работы: 23 тысячи вакансий против 8 тысяч резюме.
И чем дальше — тем хуже. По данным сообщества специалистов HRD, уже сейчас более половины вакансий в мире невозможно закрыть. Чем выше должность или специфичнее стек, тем сложнее найти крутого специалиста. Закрытие позиции Middle-Senior уровня (и выше) может потребовать от рекрутера максимальной отдачи и стать серьезным квестом. В таких случаях на помощь специалистам приходит технология Executive search.
Что такое executive search, кому поможет и как подобрать агентство, которое поможет найти топового специалиста — разбираемся дальше.
Executive search от А до Я
Несмотря на то, что даже малыши в детских садах уже мечтают стать айтишниками, дефицит специалистов в сфере довольно ощутим. Опытные специалисты среднего и выше уровня редко бывают в поиске, тем более долго. В случае, если у бизнеса есть запрос именно на такую позицию, на помощь приходит executive search.
Executive search — это метод подбора топ-персонала среди тех специалистов, которые не “в поиске” или находятся в пассивном поиске работы. С помощью этой технологии подбирают и топов, и менеджеров среднего звена, и линейных специалистов узкого профиля, которых практически нет на рынке.
Вне зависимости от уровня позиции, подобные вакансии всегда объединяет несколько факторов:
- острый дефицит таких специалистов;
- редкое, уникальное сочетание скиллов и стеков;
- высокоуровневая позиция (C-suite, VP).
Основная задача HR executive search — найти лучшего кандидата среди всех, кто представлен на рынке, включая специалистов, которые уже трудоустроены или находятся в пассивном поиске.
Indigo Tech Recruiters School – новый стандарт знаний в IT-рекрутинге. Спикеры курса: Ирина Шамаева, Стаська Падалка, а также эксперты из Garmmarly, DataArt, Медиа-Группы Украина и, конечно, Indigo Tech Recruiters.
Смотреть программуВиды поиска
Рядом с методом Executive search в рекрутинге рука об руку идут такие понятия, как прямой поиск и Headhunting. На самом деле обе методики — это составляющие уникального поиска. В чем разница между executive search и headhunting? Разбираемся по пунктам:
Методика Executive Search: потенциальные кандидаты пассивны и не ищут работу. Рекрутеру необходимо не просто найти нужного специалиста, но и достучаться до него, убедить сменить работодателя и попробовать себя в новой компании.
Разница Executive Search и Headhunting заключается в том, что “охота за головами” — в процессе хедхантинга поиск и отбор кандидатов не проводится, а все силы брошены на то, чтобы заполучить конкретного профессионала. У этой части подбора есть две отличительных особенности: это строжайший режим секретности, в котором проводятся переговоры, и высокая стоимость услуги.
Стоит отметить, что Headhunting — не обязательная часть поиска уникальных специалистов. И наоборот: хороший глубокий Executive Search может обойтись и без охоты за головами и закрыть вакансию пассивными кандидатами.
Прямой поиск кандидатов — это стандартный инструмент подбора специалистов, общий и для обычного закрытия вакансий, и для Executive Search. Рекрутер подбирает пул подходящих кандидатов и в дальнейшем корректирует его, ориентируясь на пожелания заказчика. Суть технологии прямого поиска при «executive search» заключается в том, что во всех источниках рекрутер ищет только нужные имена, названия компаний и потенциальных рекомендателей.
С чего начать Executive search?
Подбор для линейных вакансий — задача, для которой рекрутеру, как правило, не нужно “вгрызаться” в рынок и бизнес заказчика. Опытный специалист по кадрам сможет быстро сориентироваться по зарплатной вилке, чекнуть кандидатов в собственных базах и достаточно оперативно собрать пул специалистов, которые подходят по скиллам и стеку. В случае с подбором персонала методом executive search просто не будет — такой подход не даст нужного результата.
Для старта работы рекрутеру нужно:
- провести HR-аналитику бизнеса и рынка;
- искать специалистов в уникальных и, как правило, дорогостоящих рекрутинговых каналах;
- изучить конкурентов и компании, в которых уже есть такие специалисты.
Все составляющие этого процесса занимают немало времени, поэтому не стоит ожидать, что Executive search будет быстрой задачей.
Основные этапы работы специалиста executive search:
- создание брифа и определение приоритетов поиска. Рекрутер составляет профиль вакансии, ориентируясь на результаты hr-аудита бизнеса, зону ответственности специалиста, необходимые скиллы, требования по опыту и личностным характеристикам;
- разработка стратегии поиска: поиск компаний и ниш, откуда можно “выцепить” релевантного кандидата. После этого рекрутер составляет так называемый лонг-лист кандидатов;
- привлечение. На этом этапе рекрутер общается с кандидатами из лонг-листа, чтобы найти тех, у кого есть мотивация к изменениям. На основании интервью со специалистами составляется шорт-лист людей, которые соответствуют запросу заказчика и потенциально рассматривают смену места работы;
- презентация заказчику шорт-листа, обсуждение кандидатов. Собеседование с соискателями, которые заинтересовали компанию;
- завершается поиск оффером лучшему специалисту — тому, кто в данный момент времени наиболее точно закрывает потребность заказчика. Как правило, на этом этапе агентство курирует кандидата, участвует в переговорах по бюджету и условиям работы, и помогает организовать переход на новое место работы;
- постпродакшн: агентство отслеживает прогресс кандидата на новом месте, помогает с адаптацией.
Какими скилами должен обладать специалист executive search
Executive search — очень узкая специализация, которая требует от рекрутера не просто сильных навыков в поиске, но и скиллов в аналитике, психологии и даже немного актерства. Во время сорсинга такой специалист должен не просто найти профессионалов в “пассивном” поиске, но и заинтересовать их новой работой и успешно провести по всей воронке до получения оффера.
Для этого важно обладать следующими навыками:
- Soft-skills. Как правило, специалисты, найденные в результате Executive search, уже трудоустроены и имеют достойную оплату. Далеко не всегда матерых профи можно переманить зарплатой повыше или плюшками в офисе. Рекрутер должен прочувствовать человека, понять, что может стать для него крючком и построить стратегию коммуникации соответственно. Как правило, у рекрутера есть всего несколько минут, чтобы привлечь внимание кандидата и убедить его в перспективности своего предложения.
- Скиллы в HR-аналитике и знание рынка.
- Использование дополнительных рекрутинговых каналов.
- Высокий уровень профессионализма.
- Знание редких IT-терминов и умение их различать, умение ориентироваться в стеках и технологиях.
- Хорошее знание английского языка — особенно, если не получается закрыть вакансию узкого специалиста в Украине и поиск расширяется географически.
А что в результате?
Лучший результат Executive search — это вакансия, закрытая специалистом, который максимально отвечает запросам и потребностям бизнеса компании-заказчика в текущий момент и в ближайшей перспективе.
Как и любой инструмент поиска, Executive search сам по себе не станет волшебной палочкой. Успех и сроки при таком сложном методе подбора талантов заключаются в профессионализме и навыках Executive search у рекрутингового агентства.