Как компании выживают в условиях всё большей ориентации рынка труда на кандидатов?Это особенно актуально в отношении технических специалистов - например, сильный java разработчик выбирает, в какую компанию ему пойти работать, а не компания выбирает любого среди подходящих кандидатов.
Компании строят сильный HR brand
HR-бренд - это образ компании. Он включает две составляющие:
- внутренний HR-бренд - имидж компании в глазах сотрудников,
- внешний HR-бренд - как её воспринимают потенциальные соискатели.
Практика показывает, что бессмысленно работать только над одним аспектом. Попытки транслировать позитивный имидж, который не соответствует действительному положению дел, не приведут к устойчивому успеху. Подробнее об этой и других ошибках в построении успешного бренда работодателя смотрите в нашей статье. В начале 2000х технологические гиганты предлагали необычные бенефиты, вводили инновационную корпоративную культуру и новые подходы к сотрудникам. За счёт этого они занимают первые позиции рейтингов лучших работодателей, что облегчает подбор IT персонала.
Учим закрывать вакансии оперативнее и качественнее. Спикеры курса: Ирина Шамаева, Стаська Падалка, а также эксперты из Garmmarly, DataArt, Медиа-Группы Украина и, конечно, Indigo Tech Recruiters.
Смотреть программуСейчас ключевые факторы восприятия работодателя изменяются. Например, очень значимой стала социальная позиция компании. Команда Indigo предлагает познакомиться со стратегиями построения HR-бренда трёх крупных компаний. У всех трёх высокие показатели в рейтингах работодателей, при этом все они разные по имиджу и положению на рынке труда.
General Electric
Как и зачем работает над HR-брендом многоотраслевая корпорация, основанная Томасом Эдисоном в 1892 году (пятую часть доходов которой составляют военные заказы от властей США)?
Вызов
В определённый момент GE столкнулись с тем, что о них все слышали - но никто их точно не знает. В компании произошла “цифровая трансформация”, сейчас GE предоставляет широкий спектр B2B услуг - а потенциальные сотрудники думают, что она “делает холодильники и тостеры”.
General Electric со сложившимся имиджем консервативной компании “отцов” нуждается в молодых специалистах. Кроме того, корпорации нужно привлечь не просто множество кандидатов, а именно профессионалов, которые максимально подходят по духу, разделяют ценности компании и будут способствовать росту.
Что делает General Electric
Запущенная в 2015 серия забавных видеороликов с Оуэном-программистом, который пытается объяснить семье, чем же он занимается на работе, перевернула представления о традиционном бренде General Electric. Так компании удалось увлечь миллениалов и укрепить новый имидж цифровой компании. После запуска роликов посещение карьерного сайта GE увеличилось на 66% по сравнению с предыдущим месяцем. Другая успешная рекламная кампания - Balance the Equation, нацеленная на то, чтобы привлечь на технические должности в GE женщин. И показать активную социальную позицию компании. Трогательное видео о “королеве науки об углероде” Милдред Дресселгауз несёт и социальную нагрузку, затрагивая вопрос: что, если бы женщинами-учёными восхищались бы так же, как звёздами кино?
Видео - только часть стратегии HR-бренда General Electric, главную роль в которой играют бренд амбассадоры. Шаунда Зилик, бренд менеджер талантов корпорации, создала программу тренингов, на которых желающих сотрудников обучали сторителлингу и брендингу. Таким образом, HR позаботились о том, чтобы вызвать у сотрудников интерес к тому, чтобы представлять свою компанию онлайн и дать инструментарий для этого. Эта стратегия, по словам Шаунды, практически не требовала инвестиций - но дала потрясающий эффект. Кстати, в целом, изначально бюджет на HR-брендинг промышленного гиганта был минимальный - zero dollar budget.
Приводим пошаговую инструкцию от Шаунды Зилик по созданию успешного HR бренда.
- Определите, какие проблемы нужно решить и какой именно имидж компании вы хотите создать. Как будущие сотрудники должны увидеть её?
- Наметьте путь к этой цели, создайте стратегию.
- Определите инструменты и технологии, которые для этого нужны. Всегда есть искушение сделать наоборот - отвлечься на какую-то новую популярную технологию и исходить из желания применить её.
- Можно почерпнуть много ценных идей, изучая потребительский маркетинг. Его приёмы очень пригодятся для построения HR-бренда.
Netflix
Ладно, General Electric проходит через трансформацию и меняет имидж, так что необходимость кропотливо работать над брендом теперь понятна. А что у Netflix? Их называют “медиакорпорация №1 в мире”. Что ещё надо?
Вызов
Netflix нужны не просто лучшие таланты, а сотрудники с определённой жизненной позицией. Кандидаты должны вписаться в корпоративную культуру “свободы и ответственности”.
В Netflix
- поощряют независимое принятие решений сотрудниками
- открыто и сознательно делятся информацией
- очень откровенны друг с другом
- держат на позициях только самых высокоэффективных людей
- избегают строгих фиксированных правил.
Компания известна тем, как легко в ней увольняют. В Netflix избавились от индивидуального плана по улучшению для “слабых” сотрудников, распространённого в других технологических гигантах. Людей, которые не дают максимального результата, просто сразу же увольняют, - предоставив щедрую компенсацию на прощанье.
На официальном карьерном сайте Netflix можно прочесть “Мы - команда, а не семья”.
Что делает Netflix
Приводим советы по продвижению бренда работодателя Амира Мойни, лида по HR-бренду Netflix.
- Пусть о вашей компании говорят сотрудники - своими словами. Даже если это звучит не совсем складно. Пример - вирусные ролики Netflix на youtube о работе в компании, в главных ролях которых - сотрудники.
-
Вовлекайте другие департаменты в построение бренда работодателя.
Амир активно сотрудничает с региональными центрами компании. Он определяет приоритеты рекрутинга и создаёт проекты, которые помогут решить текущие проблемы. А команды департаментов активно участвуют в осуществлении проектов.
-
Экспериментируйте, даже если не все одобряют ваши идеи.
Чтобы создать яркий, заметный HR бренд, нужно не бояться рисковать и делать нетрадиционные ходы. Например, Netflix сделали внутренний подкаст доступным публично - и он имеет огромный успех. Хотя изначально команда по корпоративным коммуникациям была против такого решения. Ещё Амир лично взялся отвечать в LinkedIn на любые животрепещущие вопросы о работе в “медиакорпорации №1”.
-
4. Сделайте страницы компании в соцсетях человечными Аккаунты WeAreNetflix в Instagram, Twitter и YouTube ведутся так, что создаётся ощущение общения с человеком, личностью.
Патти МакКорд, бывшая HR-директор Netflix, подчёркивает: важно, чтобы реальные процессы соответствовали корпоративной культуре. Ведь часто крупные компании прописывают на бумаге некие ценности, которые не соответствуют реальным практикам внутри компании. Если вы говорите “У нас культура свободы и ответственности”, и тут же “Ой, а чтобы сделать вот это, вам нужно ждать разрешений от бухгалтерии и топ-менеджмента” - это не работает.
Третий год подряд Alphabet Inc. - холдинг, владеющий Google - остаётся на первом месте в списке лучших работодателей мира по версии Forbes. Да, несмотря на массовые протесты в 2018, сильный HR-бренд позволил Google удержать позиции в 2019.
Вызов
Сотрудники Google по всему миру протестовали против участия в военных проектах, неравноправия внештатных сотрудников, и неадекватного расследования сексуальных домогательств в компании. Несмотря на успех компании, ей приходится конкурировать за топ-таланты с другими техническими гигантами.
Что делает Google
Что касается протестов, управление подобными ситуациями - отдельная тема. Пока неизвестно, не скажется ли конфликт на компании со временем. Особенно учитывая то, что сотрудники недовольны активностями топ-менеджмента в отношении выдвинутых требований. Видимо, руководство полагается на созданный раньше имидж.
Внутренний HR-бренд
В Google приложили много усилий к созданию выразительной корпоративной культуры и максимально комфортных и креативных условий работы. И широкому освещению этих преимуществ.
Все знают, что сотрудники Google наслаждаются бесплатным здоровым питанием, дизайнерскими офисами, балансом между работой и личной жизнью, мастер-классами - не только для профессионального, а и для личностного роста. Google работает над многообразием и инклюзивностью в коллективе. Адаптировав политику отпусков по уходу за ребенком, компания сократила в два раза отток работающих родителей.
Интересно, что, например, широко распиаренное “правило 20% времени” - право каждого сотрудника Google 20% рабочего времени посвящать дополнительным проектам - с 2013 года практически неактуально. Но сформировавшийся образ открытости к инновациями и свободы остаётся.
Внешний брендинг
-
Крутой карьерный сайт.
Карьерный сайт Google напоминает скорее страницу интернет-издания, посвящённого технологиям. Вместо абстрактных картинок счастливой команды и описаний преимуществ - статьи сотрудников, профессиональные советы, видео. Об инновативности не заявляют - её демонстрируют.
А вакансии интегрированы в контекст - например, сбоку от интервью с javascript developer-ом будет размещён список javascript вакансий. -
Адвокаты HR-бренда.
Как и предыдущие компании, Google продвигают его сотрудники. А компания мотивирует к этому - разноцветными велосипедами, перерывами на настольный теннис, разрешением приводить собак в офис. Чего только стоят видеоролики на Youtube-канале Nat and Lo - пользовательский контент высокого качества, продвигающий HR-бренд Google!
-
Миссия. Слоганы.
Миссия компании звучит так: “Упорядочить всю имеющуюся в мире информацию и обеспечить к ней быстрый и удобный доступ”. Многие сотрудники говорят, что именно миссия привлекла их и продолжает мотивировать. Не так уж много компаний могут похвастаться чётко сформулированной и действительно отличающей их от других миссией. Посетители карьерного сайта увидят слоган ““Bring questions. Build answers” (Приноси вопросы. Создавай ответы). Раньше слоган был - “Do cool things that matter” (Делай классные вещи, которые имеют значение). Сразу понятно - тут будут креативные проблемы и возможность делать что-то нужное людям.
Какие-то удары HR-бренд выдержит, какие-то - нет
В 2015 году статья The New York Times, которая освещает недостатки корпоративной культуры Amazon, вызвала огромный резонанс - но не смогла пошатнуть HR-бренд гиганта. Amazon всё равно стал лучшим работодателем 2018 года по версии LinkedIn.
А вот Facebook теряет свои позиции в рейтинге Glassdoor второй год подряд. После скандала с Cambridge Analytica у компании появились проблемы с кадрами. Если в конце 2016 года 90% разработчиков принимали оффер Facebook, в начале 2019 показатель упал до 50%. Даже выпускники ВУЗов значительно реже принимают приглашение работать на знаменитую соцсеть.
Бонус: успешный продуктовый бренд
Эксперты замечают, что отчасти успешность HR-брендов крупных компаний можно объяснить эффектом ореола популярности самого продукта. HR-бренд в сознании потенциальных сотрудников смешивается с потребительским брендом. А вы задумывались о важности HR-бренда? Сталкивались с ситуацией, когда нужен java разработчик в Киеве, и вы вдруг обнаруживаете, что несмотря на хорошую зарплату и интересный проект, выбирают компанию конкурентов - просто потому что её сотрудники на каждом шагу постят, какая она классная?