Финтех — привлекательный рынок для стартапов, учитывая темпы трансформации сферы финансов. Топовые сегменты — транзакции и платежи, управление активами и личными финансами, криптовалюты, страхование, управление рисками, противодействие мошенничеству и т. д. Как В2С, так и В2В-продукты для бизнесов разного масштаба. Какие финтех-ниши самые перспективные, с какими сложностями приходится столкнуться при запуске и развитии стартапа в этой сфере и почему внедрять передовые решения на украинском рынке проще, чем, например, в США?
Мы с рекрутинговым агентством Indigo поинтересовалось у Евгения Выборова, сооснователя стартапа YayPay, который занимается автоматизацией работы с дебиторской задолженностью для клиентов, преимущественно — крупных компаний в США.
Евгений Выборов: Финтех — это очень широкое понятие. По большому счету все, что так или иначе касается денег, можно называть финтехом. И в этой области множество направлений разной степени перспективности. С моей точки зрения, самый большой потенциал у тех решений, которые могут успешно продавать и внедряться в крупные компании, оптимизируя бизнес-процессы. Тем самым либо сокращая затраты для этих компаний, либо позволяя зарабатывать больше. Вот где есть настоящие возможности, так как бизнес сильно изменится в ближайшие лет 10.
Также можно отметить высокий потенциал финтех-решений, которые «откусывают» функции классических банков. Постепенно это все перейдет в онлайн, и большие банковские киты либо серьезно трансформируются, либо вымрут.
Евгений Выборов: Я плохо понимаю украинский финтех, так что мне сложно об этом говорить. Но я могу сказать, что на нашем рынке внедрять передовые изменения проще, чем, например, в Штатах. Дело в том, что в западном мире надо преодолеть сопротивление институтов и людей, которые привыкли делать вещи определенным образом. Например, в Штатах до сих пор около половины платежей между бизнесами делается бумажными чеками. По сравнению с этим у нас — чистый лист. Так что нам нужно просто перепрыгнуть несколько ступенек инновации и начать внедрять самые современные подходы.
Евгений Выборов: Наши ребята — это однозначно преимущество. Но на глобальном рынке это «козырь» для любой компании, которая умеет с ними работать. Это никак не помогает конкретно финтеху, это может помочь любой компании любого сектора, которая умеет этим преимуществом пользоваться.
Евгений Выборов: Я надеюсь, мы в Украине увидим увеличение количества стартапов в принципе. Не обязательно финтех. Любых. Думаю, люди все больше учатся и начинают понимать, что не боги горшки обжигают, что все реально. А если появятся стартапы, и еще политическая воля, — так и инвесторские деньги придут.
Евгений Выборов: В основном те же, что и у любых других стартапов — инвестиции, продажи, люди и так далее. Разница для финтеха, пожалуй, только в том, что у нас цена ошибок выше. То есть утекшие в сеть данные для финтех-компании — это бОльшая проблема, чем для социальной сети, например. Из-за этого у инвесторов и у клиентов есть определенные ожидания относительно уровня безопасности приложения, качества и compliance. Есть требования о физическом расположении кода и данных. Я знаю о коллегах, которые вынуждены нанимать программистов только в Штатах по этой причине. Особенно это проявляется в работе с банками. Эти ребята просто смотрят на международные показатели рисков по странам, и у Украины там совсем не радужная ситуация.
Евгений Выборов: Да, мы поначалу говорили с банками о партнерстве, и у них была очень четкая позиция: если вся разработка только в Украине, их это не устраивает. Но везде есть обходные пути. Например показать, что весь код и данные хранятся на серверах в США, что все разработчики пользуются VPN. Кроме того, это была одна из причин, почему мы нанимали разработчиков в том числе в США.
Евгений Выборов: YayPay занимается автоматизацией работы с дебиторской задолженностью для крупных компаний, в основном в США. Например, нашим клиентом может быть крупная рекрутинговая компания, у которой сотни или тысячи клиентов. Пока у них нет YayPay, они следят за всеми клиентами и получают оплату с помощью Excel-табличек и наклеек на мониторы. И людей, конечно. Мы автоматизируем этот процесс, даем им средства работы и платежный портал для получения платежей от клиентов. Но это очень поверхностно. В системе на самом деле уже очень много функций, включая предсказание времени оплаты счетов с использованием машинного обучения, кредитные рейтинги, аналитика по дебиторке и так далее.
Евгений Выборов: Мы привлекли порядка $16М инвестиций в трех раундах, два из которых венчурные. В команде сейчас в общей сложности порядка 50 человек, половина из которых занимаются дизайном, продуктом, разработкой, тестированием и так далее. На данный момент у нас более 100 клиентов-компаний.
Евгений Выборов: Зависит от срочности и наличия ресурсов. Часто по внутренним референсам. Если есть время для набора, то справляемся сами. Если позиций много, а времени мало, то пользуемся услугами Indigo.
Евгений Выборов: На нашем рынке не хватает специалистов, которые в принципе понимают, как работают американские корпоративные финансы. Я сам все это изучал с нуля, когда начал YayPay, и это непростая тема. Могу считать себя счастливчиком, потому что моя команда уже хороша в этих вопросах. А если по специализациям, то, несмотря на направление продукта, мне кажется, у нас не хватает автоматизаторов тестирования, девопсов и хороших менеджеров верхнего звена. Но это исключительной мой опыт.
Евгений Выборов: Мне бы хотелось, чтобы главным мотиватором присоединиться к нам были люди внутри команды и ценности компании, которые они несут. Но мне кажется, мы пока не там. Что людей мотивирует присоединиться сейчас, так это тот факт, что мы — продуктовая компания, где у каждого есть возможность повлиять на все, что происходит.
От Indigo
В Украине, по данным Каталога финтех-компаний Украины 2019, работает около 100 таких бизнесов, причем 58% из них основаны в последние три года.
43% этих компаний работают на международном рынке, а пул IT-талантов позволяет заявлять о себе новым командам и продуктам на европейском и американском рынках. Для компании YayPay мы наняли 6 senior разработчиков в core team на этапе получения первых инвестиций.
Диалог записала Катя Маевская