«Философия очень проста: не владей, а имей»: Максим Соловьев, основатель sharing economy сервисов Carbar и Apple4Teams

Twitter
Linkedin
Facebook
Telegram

Команда Indigo Tech Recruiters узнала у фаундера – Максима Соловьева, чем выгодны такие решения, как оценить благонадежность потенциального клиента по его социальному капиталу и почему именно с IT-специалистами наиболее безопасна такая модель бизнеса – когда решение о выдаче нового автомобиля принимается за час.

Топ-менеджер Бизнес CEO Стратегия Прогнозы Развитие Мнение

Мир слишком изменчив, чтобы рассчитывать на постоянство – особенно материальных ценностей. Философия потребителя меняется, и идея sharing economy – то есть совместного владения, временного использования вместо покупки, становится все популярнее. Именно на ней основаны сервисы Carbar (подписка на автомобили для IT-специалистов) и Apple4Teams (подписка MacBook и iMac для IT-компаний). 

Команда Indigo – Tech Recruiters узнала у фаундера – Максима Соловьева, чем выгодны такие решения, как оценить благонадежность потенциального клиента по его социальному капиталу и почему именно с IT-специалистами наиболее безопасна такая модель бизнеса – когда решение о выдаче нового автомобиля принимается за час.

Максим Соловьев, основатель sharing economy сервисов Carbar и Apple4Teams Максим Соловьев, основатель sharing economy сервисов Carbar и Apple4Teams
Indigo Tech Recruiters: Максим, оба ваших сервиса основаны на идее совместного потребления. Почему?

Максим Соловьев: Я считаю, что не обязательно покупать что-то, чтобы полноценно пользоваться и ощущать, что это твое. Автомобиль – это не актив, а пассив (если он не коммерческий для бизнеса – скажем, развозит пиццу или посылки). Автомобиль, взятый в кредит или в лизинг, – это двойной пассив. Зачем это нужно? Лучше искать новые форматы. Философия очень проста: не владей, а имей. 

Созданию сервиса по подписке на автомобили для IT-специалистов послужили два триггера.

Первый – это несовершенство рынка. Я пользуюсь лизингом автомобилей с 2006 года и знаю издержки как клиент, а теперь еще и как предприниматель. В Украине банковская кредитная и лизинговая системы стали отставать от меняющегося рынка и потребностей клиентов. Много откровенного обмана, который банки называют маркетингом, плохие коммуникации, отсутствие прозрачности, завышенные тарифы по КАСКО, скрытые проценты, отсутствие сервиса… 

Сравнивать лизинг в Украине и в Америке, где модель действительно эффективно работает (потому что есть и нужная культура, и законодательные нормы, а главное – дешевле стоимость денег, меньше рисков), – все равно что сравнивать мокрое с острым, не имеет смысла. Наши кредитные и лизинговые компании зачастую не хотят брать на себя ответственность и принимать решения, и это отражается на их скорости. Для сравнения: пока мы только согласовывали условия с одной из лизинговых компаний – успели с другой командой разработать и выпустить новое приложение для владельцев животных. Несколько месяцев разговоров, переносов, звонков, тотальная неэффективность и неуважение к чужому времени – вот что характеризует рынок финансовых услуг.

Второй триггер – объем рынка. В прошлом году в Украине было продано 400 тысяч автомобилей б/у и 80 тысяч новых, из них половина куплены в кредит или взяты в лизинг. Рынок небольшой количественно, но достаточный по объему финансов, и мы увидели возможность занять свою нишу, если создать что-то новое, быстрое, гибкое. 

Но главное – даже не это. Автомобиль – давно не роскошь. Премиум, средний, бюджетный класс – не важно: езда должна вызывать яркие эмоции. 

Indigo Tech Recruiters: А как именно сервис по авто помогает получать эти эмоции?

Максим Соловьев: Carbar точно не для тех, кто воспринимают автомобиль только как «железо», чтобы ездить на нем в магазин, не получают удовольствия от вождения. Автомобиль – это свобода и образ жизни, который нравится; многие, как и я, платят именно за них. 

Состояние, которое мы испытываем – в том числе за рулем, в дороге – влияет на нашу эффективность, цели и внутреннее состояние. Не удивительно, что обычно в выборе авто мы хотим дотянуться до планки, чуть выше той, которую можем себе позволить.

Indigo Tech Recruiters: Почему ваши сервисы ориентированы именно на IT-специалистов – они как-то по-особенному водят авто? А если к вам обратятся, например, агрономы – откажете? 

Максим Соловьев: Мы выбрали именно эту нишу потому, что знаем рынок (наш собеседник – сооснователь двух технологических бизнесов, сервисов Tweedo и UniSender, – прим. ред.). Понимание рынка, нетворкинг позволяют минимизировать затраты на маркетинг. Мы говорим с нашей ЦА на их языке, в отличие от банков. Рассчитываем и на высокую виральность – «сарафанное радио» уже заработало.

Кроме того, IT-специалисты зачастую получают зарплаты в валюте, они меньше всех в Украине подвержены экономическим и политическим рискам, даже в кризисные времена. 

В любом банке и лизинговой компании есть в портфеле 2-10% «проблемных» клиентов (зависит от стратегии и риск-менеджмента). У нас изначально есть кредит доверия к клиенту, мы выстраиваем отношения и у нас нет желания с кем-то судиться и тем более продавать долги коллекторам. Знание рынка позволяет максимально упростить модель скоринга, отобрать клиентов качественно, быстро и не слишком затратно. Это увеличивает конверсию сделки. 

Поэтому наша основная целевая аудитория – это представители всех профессий в IT-секторе. Не только R&D (программисты, тестировщики, продакты), но и другие категории – HR, сейлзы, customer care. При этом возможны исключения – если придет кто-то не из IT, но мой знакомый даст рекомендацию по этому человеку, – мы дадим возможность воспользоваться подпиской в сервисе. 

Indigo Tech Recruiters: Есть ли у вас интересные наблюдения – например, коррелирует ли специализация или уровень управления с выбором авто?

Максим Соловьев: Выбор зависит прежде всего от финансовых возможностей. С-level предпочитает Audi Q7 и Q8, а также Porsche, реже – BMW и Mercedes. Программисты – Kia Sportage, Ford Kuga, Mazda СХ-5. Финансовые менеджеры – Peugeot и Toyota. Но это условно – пока что выборка небольшая, мы общались с несколькими сотнями клиентов и рано делать заключения.

А чтобы вообще не нужно было выбирать, мы придумали Carbar Club. Участники клуба за 36 месяцев получают доступ к 12 авто выбранного класса. То есть смена авто проходит так же привычно, как и времени года. 

Carbar Club - смена авто проходит так же привычно, как и времени года.  Carbar Club - смена авто проходит так же привычно, как и времени года. 
Indigo Tech Recruiters: Пользуются ли сервисы популярностью среди работодателей как мотивационные «плюшки» для команды? 

Максим Соловьев: Мы только начали развивать это направление, уже сотрудничаем, например, с EPAM (предлагаем команде подписку на специальных условиях). Вижу в этом большой потенциал. Ряд компаний поощряют сотрудников страховками, спортзалами и эргономичными креслами от $1000. Так почему не поблагодарить лучшего кодера или сейлза за соучастие, активность, развитие бизнеса, инновацию, предоставив ему «заряженную тачку» на полгода? 

Indigo Tech Recruiters: Как коронакризис изменил спрос на автомобили, в том числе на условиях вашего сервиса?

Максим Соловьев: Продажи на авто рынке Украины выросли и продолжат расти. Многие люди боятся ездить в общественном транспорте, у многих появилась необходимость больше передвигаться по городу после перехода на удаленную работу. Чаще ездят отдыхать за город, активно развивается внутренний туризм. Формируется новый тренд – автомобиль как «дом-офис» на колесах. Я считаю, мы вовремя вышли на рынок.

Indigo Tech Recruiters: Какая у вас команда? 

Максим Соловьев: Мое глубокое убеждение, что предназначение человека – это креатив и стратегия. Все должно быть автоматизировано, чтобы освобождать время и снижать риски человеческого фактора. СRМ, чат-боты, уведомления, система управления автопарком и т.д.

У нас все максимально гибко и компактно. Диджитализация всех процессов, максимум операций – на аутсорсинг, удаленная работа, сотрудничество с фрилансерами (например, водителями). Штат будет максимум 5 человек, которые сопровождают клиентов и продажи. Нет офисов, парковочных площадок и склада авто – снижение операционных затрат, увеличение скорости и качества обслуживания клиентов.

Indigo Tech Recruiters: С какими еще возражениями, кроме цены, приходится работать?

Максим Соловьев: С теми, которые продиктованы отсутствием культуры лизинга. Есть категория людей, которым важен не сервис, а чтобы в техпаспорте была их фамилия. Что я считаю уже нелепым в наше время – это не влияет на качество эксплуатации автомобиля. Кому-то комфортно оставаться в иллюзиях,  это их выбор.

Indigo Tech Recruiters: Какие у вас планы – думаете ли о том, чтобы запустить новые сервисы, предлагающие «совместно владеть» материальными или нематериальными ценностями? 

Максим Соловьев: Сейчас у нас лимит – 30 машин в месяц, тестируем и совершенствуем формат. Цель – 3000-4000 авто за три года.

Но сервис по подписке автомобилей – только верхушка айсберга. IT – это цельное сообщество, для которого можно создавать целую экосистему сервисов: квартиры по подписке, самолеты, яхты, воздушные шары, сноуборды, вейки… Одним словом, «кружить» клиентов, а не просто бесконечно забрасывать невод и делать одноразовые продажи. 

Indigo Tech Recruiters: А что касается «макбуков» в аренду – востребована ли такая услуга?

Максим Соловьев: Интерес однозначно есть. Идея та же – гибкость. Например, когда нужно быстро расширить команду – это удобное решение, потому что не нужно тратить оборотные средства в полном объеме. Или, наоборот, когда кто-то увольняется – зачем хранить компьютеры на складах, если можно их вернуть?  

Этот В2В-сервис мы только запускаем и делаем акцент не на рассрочке, а на сервисной составляющей. Получили первые заявки и от белорусских команд, которые переезжают в Украину. Правда, их интересует аренда не от года до трех, а понедельно. Риски выше, но мы хотим поддержать коллег, поэтому будем экспериментировать. Нам очень помогает в популяризации модель Creative States, Харьковский IT Cluster и, надеюсь, скоро подключатся другие co-working и бизнес-сообщества.

Беседовала Катерина Маевская

Инфо
Автор: INDIGO Tech Recruiters
6250 Просмотров
Категория Интервью
01.10.2020
Похожие статьи
6 способов сделать свою компанию максимально приятным местом для работы
По результатам опроса на ДОУ, IT-специалисты высоко ценят профессиональный рост. Именно ради него 54% опрошенных выбрали сферу IT..
Обзор уровня заработных плат для C-Level на рынке украинского IT в 2021 году
СЕО Екатерина Осадчук и команда Indigo Tech Recruiters провели третий ежегодный обзор заработных плат для C-level в IT. Делимся результатами и благодарим Royallex в лице..
Обзор уровня заработных плат для C-level на рынке украинского IT по результатам 2019 года
СЕО Екатерина Осадчук и команда Indigo Tech Recruiters провели второй ежегодный обзор заработных плат для C-level в IT. Делимся результатами. Ошибка найма и потеря ключев..
«Твоя личность сливается с твоим стартапом: если все хорошо – и тебя драйвит, если плохо – ты тоже “падаешь”»: интервью с Александром Дятловым, General Manager Ukraine в Very Good Security
Сфера защиты чувствительных данных становится все перспективнее. На каком участке этот «океан» пока голубой? На какие еще ниши обратить внимание стартаперам, чтобы улетет..
От продактов и дизайнеров до back-end, QA и девопсов: как Киевстар развивает у себя команды для создания IT продуктов. Интервью с СРО Киевстар Михаилом Нестором
IT и Product направление в Украине развивается и растет постоянно. А в Киевстар решили развивать его внутри..
Прожить 6 месяцев без зарплаты: главный аналитик HUG’s рассказал о грамотном инвестировании
Финансовая грамотность — тот скилл, которого часто не хватает даже опытным профессионалам в своем деле. Мы поговорили о ней с главным аналитиком робоэдвайзера HUG'S Арте..
Как создать успешный HR-бренд. Опыт General Electric, Netflix, Google
Как компании выживают в условиях всё большей ориентации рынка труда на кандидатов? Это особенно актуально в отношении технических специалистов..
Обзор зарплат Product Roles в украинских IT компаниях
СЕО Екатерина Осадчук и команда INDIGO Tech Recruiters провели обзор заработных плат для Product Roles в IT. Напомним, что ежегодно мы выпускаем обзор заработных плат C-L..
Как захантить крутого Product Manager к себе в команду?
Со временем количество задач, проектов и команда растут, а руководитель физически не может разорваться и полноценно уследить за всем. Не утонуть в коммуникации между разн..
Как украинский IT-бизнес адаптируется к «карантинному» рынку: результаты опроса
Карантин и экономическая встряска усложнили работу всех отраслей и не обошли стороной IT-рынок..
«Я не жду от рекрутеров, что они будут ходить с застывшей улыбкой 24/7 и татуировкой “люблю людей”»: интервью с HR Director Ajax Systems Дарьей Назаркиной 
Украинская компания Ajax Systems разрабатывает и изготавливает умные беспроводные системы безопасности, которые покупают в 80+ странах. Бизнес масштабируется, команда быс..
«Высокий потенциал у финтех-решений, которые «откусывают» функции классических банков»: интервью с сооснователем YayPay Евгением Выборовым
Финтех — привлекательный рынок для стартапов, учитывая темпы трансформации сферы финансов
"Важно делать хорошо то, что делаешь" - диалог с Артуром Михно, со-основателем Work.ua
Нам в Indigo стало интересно, что происходит с HR-Tech сферой в Украине
«In diversity we trust»: интервью с Максом Ковалем, head of operations Djinni.co
Привлекать IT-таланты, учитывая конкуренцию за них, сложно. Привлекать их быстро — задачка из разряда «найти Святой Грааль до ближайшего четверга». Благо есть продукты и ..
“Мы стараемся сделать рекрутинг предсказуемым” - диалог с WeelWork
WeelWork - это платформа для работы с фриланс-рекрутерами и рекрутинговыми агентствами. Запустилась она в октябре 2019 - буквально месяц назад..