WeelWork - это платформа для работы с фриланс-рекрутерами и рекрутинговыми агентствами. Запустилась она в октябре 2019 - буквально месяц назад. Проект даёт клиентам возможность нанимать рекрутеров, максимально подходящих для задач компании, и контролировать их работу с помощью системы метрик. Рекрутеры, в свою очередь, получают гарантии оплаты и инструменты (например, встроенную CRM).
Платформа удерживает средства на депозите и платит рекрутеру после закрытия вакансии (либо возвращает средства клиенту, если позиция не закрылась). Мы попросили создателей WeelWork, Сергея Сурганова и Алексея Зражевского, рассказать подробнее о работе сервиса и решениях, которые он предлагает.
Сергей: WeelWork — это результат многолетней боли, полученной от работы в сфере IT рекрутинга. Будучи неопытными в бизнесе и в целом, мы прошлись по всем возможным и невозможным ошибкам. Чаще всего -по отношению к клиентам, но немало промахов было и по отношению к рекрутерам, с которыми работали.
Весь наш опыт и откровения клиентов показали, что есть системные проблемы. Каждый из игроков на рынке пытается по-своему их решить. В какой-то момент нас озарила мысль: если систематизировать этот опыт и найти путь устранения ошибок в корне, можно построить платформу, которая поможет всем упростить работу. Сейчас рынок живет стихийными правилами, нет ни одного ресурса, который влияет на участников рекрутингового процесса в достаточной степени. Единственное, о чем договорились все рекрутеры - это цены. Клиенты не могут примириться с тем, что теряют время на многочисленных фриланс-рекрутеров, которые не всегда предлагают профессиональный сервис. Я также слышал нарекания на работу рекрутинговых компаний, которые ломят цены, а высылают нерелевантные резюме и непроверенных кандидатов. И нареканий на клиентов я слышал достаточно.
WeelWork - способ примирить все стороны, это рупор для клиентов, через который они могут донести до нас, рекрутеров, что-то типа: «Эй! Ребята, мы готовы платить деньги, которые вы просите, только дайте нам сервис, который просим мы». Для рекрутеров WeelWork - инструмент привлечения клиентов, которые действительно заинтересованы в услугах внештатного рекрутинга.
Сергей: Скорее все вместе. Просто в одной точке времени сошлись озарение, понимание, что есть проблемы на этом рынке, что есть потребности рынка, и что у нас хватит знаний, чтобы предусмотреть максимум всевозможных ситуаций в рекрутинге.
Сергей: В проекте сейчас только два человека. Я и Алексей. Но мы надеемся, что в ближайшее время это изменится. Надеемся скоро сделать большой анонс о присоединении могущественного партнера. Но пока не можем назвать имена. Мы пользуемся услугами фриланс-разработчика. Формализация идей в виде технической документации, алгоритмов и описания сценариев лежит на мне. Контроль качества на нас двоих.
Сергей: Мы выбрали самую распространенную и доступную технологию PHP.
Сергей: В приоритете у нас две фичи. Первая - это страница портфолио для фриланс-рекрутера. Она будет визитной карточкой, которую рекрутер сможет предъявлять любому, кто захочет оценить его профессионализм и достижения. Там будет только информация, которая относится к опыту и возможностям рекрутера - статистические данные, вкусно упакованные в виде инфографики. Не будет шаблонных скиллов, которые подтверждают незнакомцы (привет, LinkedIn)
. Это даст клиенту понимание, подходит ли рекрутер для его задач, и он не будет тратить время на выяснения каких-то деталей. В общем, профессиональная страница - как лендинг или портфолио у дизайнеров на Artstation или на Behance.
Вторая — похожая, но относится к рекрутинговым агентствам. Мы перелопатили множество сайтов рекрутинговых компаний, и многие из них совсем не понимают, что интересует клиента. К тому же, на платформе должна быть профессиональная страница агентства, так как это первое представление о компании. Здесь можно будет даже хвастаться своими сотрудниками (что сейчас мало кто делает), ведь достижение компании — это сумма достижений каждого сотрудника. Ну и в конечном итоге, мы таким способом намерены помочь рекрутинговым компаниям находить больше клиентов.
Сергей: Для клиента важно быть уверенным в том, что у рекрутинговой компании есть экспертиза (что она может решить его головную боль) - например, опыт в закрытии вакансий с данной технологией, в данном городе. И самое важное - уверенность в том, что будет быстро и без мороки.
Сергей: Мы используем Google Analytics. Сейчас смотрим почти на все: посещаемость сайта, локации, время, какие страницы просматривают, сколько смотрят; смотрим, что привлекает внимание, и где заканчивается путь пользователя на сайте. В перспективе на год нам сложно ответить, но мы уверены, что основной метрикой будет количество обращений в службу поддержки для разрешения споров между клиентом и рекрутерами. Это важно, так как сервис должен быть отточен для всех сторон. Мы в ответе за деньги клиентов, за деньги, которые потенциально могут заработать рекрутеры и рекрутинговые компании, поэтому неразбериха - это наш самый главный враг на будущее.
Сергей: Платформу открыли 1 октября. На платформе зарегистрировано 125 рекрутеров и 29 клиентов. Три вакансии в открытом доступе и 8 в закрытом (не все клиенты хотят публичности, некоторые работают с проверенными рекрутерами). У каждого стартапа есть жизненные циклы (идея, проверка гипотез, MVP, масштабирование и так далее), и мы не исключение. От момента зарождения идеи до сегодня прошел год. И начиная с прошлого лета по февраль 2019 года мы тестировали гипотезы на нашей собственной компании и своих клиентах. И только после этого начали реализацию MVP.
https://youtu.be/NaqTfIgiADo
Сергей: Это означает, что клиенты знали рекрутеров до того, как попали на платформу. Но с ее появлением перешли работать сюда. Так как проекты клиентов под NDA, они запросили закрытый доступ для тех рекрутеров, с которыми работали до этого.
Сергей: Прежде всего, платформа призвана изменить ситуацию с фриланс-рекрутингом, который отпугивает клиентов в IT секторе. Устранить стихийность и хаотичность, улучшить сервис и доверие.
Наша задача - объединить фриланс-рекрутеров одной платформой, помочь им коммуницировать, договариваться и даже кооперироваться в группы. То же самое относится и к рекрутинговым компаниям, ведь попросить помощи у коллег — это не слабость, это скорее забота о качестве своего сервиса. Поэтому WeelWork через несколько лет — это инстанция, где можно разрекламироваться, вырасти и скооперироваться, а для клиентов - нанять максимально подходящего рекрутера или агентство. Мы стремимся сделать рекрутинг предсказуемым. Что касается масштабирования - после теста на украинском рынке планируем разворачиваться на рынке США и Великобритании. В интерфейс и функционал платформы заранее закладывается локализация под западный рынок, чтобы избежать потери времени на коррекцию.
Сергей: Оооо!!! Ну об этом уже можно писать книгу! Ну или открывать YouTube канал — контента хватит надолго. Мы очень любим учиться на чужих ошибках, но свои ошибки западают в душу, и мы делаем жизненно важные выводы. Наша основная ошибка — мы брали в команду не тех людей, поэтому выход проекта затянули на полгода.
Причина в том, что меряли все своими категориями. Мы с Алексеем играем в долгую, то есть на перспективу проекта и его масштабирование. Мы считали, что мотивация других должна быть такой же, как и у нас. Но люди разные, и не всегда говорят, что думают. В общем, решили сделать все своими силами и теперь мы тут)).
Сергей: Выбирайте рекрутеров, которые рассказали о себе по максимуму (с самыми заполненными профилями) это говорит о серьезности намерений рекрутера получить клиента и отработать на все 100%.
Алексей: А ещё спросите, что он может. Если человек сказал, что может всё - лучше с ним не связываться. Если сказал "хорошо закрываю в Киеве" или "хорошо закрываю Джава" - это адекватный рекрутер.
Алексей: Второй момент - нужно помнить, что рекрутер представляет вашу компанию, продаёт её кандидатам. В случае, если у вас небольшая, пока не слишком известная компания — это может быть очень важно. Возможно, это даже будет первый её выход «в массы». Проговорите рекрутеру то, каким образом стоит представлять вас.
Сергей: Не бойтесь. Все будет хорошо! :)
Алексей: А Ваша ответственная работа на платформе - залог Вашего же успеха и финансового благополучия :)
Сергей: С точки зрения клиента — ничем. С точки зрения фриланс-рекрутера есть отличия в отношениях с кандидатами, ментальность и профессиональная этика. Не стоит стучаться в Facebook к кандидатам в США. Ну и требовать у клиента развернутый фидбек по кандидату (по умолчанию, если его нет, то кандидат просто не подошел). Но основной отличительной чертой нашего и других рынков — это масштабы.
Алексей: За почти 7 лет своего опыта во фриланс-рекрутинге - мы не встречали украинских фриланс-рекрутеров, которые работают почасово и берут оплату за час. В США почасовая работа распространена больше, чем в Украине. И в таком случае на компьютер рекрутера обычно ставится трекинг система. Взявшись за поиск джависта почасово, вы уже не сможете параллельно искать, к примеру, девопса. У нас фриланс-рекрутер может рассчитывать работать с несколькими вакансиями сразу, если он многозадачный. Сам решает, сколько и с кем работать. Сам расставляет приоритеты. То есть, в Украине больше свободы.
Ещё, в Штатах часто не просто сёрчеры, а хедхантеры. То есть, компания нанимает рекрутера, говорит: хотим джависта, зовут Джон Смит, работает в компании Apple - он нам нужен. И вот тогда начинается почасовая работа, начиная от личных встреч и заканчивая общением с родителями, например, рекрутер может внушить маме кандидата, что в этой компании очень круто, а она уже будет влиять на нужного джависта.
Сергей: Дело идет к тому, что прежде чем попасть в компанию, кандидаты должны будут пройти независимое профильное тестирование. Похоже, будущее за этими сервисами, так как компании-клиенты задействуют дорогостоящих сотрудников для проверки знаний новых кандидатов. Чтобы сократить время, потраченное на собеседования — клиенты придут к сервисам, которые смогут проверить знания кандидатов, а уже софт скиллы останется проверить HRам. Но таким сервисам придется решить очень сложную проблему — проблему доверия клиентов к тестированию.
Сергей: За 2018 год в Украине опубликовано больше 52 000 вакансий в сфере IT индустрии, в денежном эквиваленте это 80М долларов. При этом рынок растет на 18-22% в год и к 2025 году, по прогнозам, увеличится в 2, 5 раза. Что касается кандидатов в Украине, то их количество на начало 2018 года составляло 183 000 человек. Из них 60% статичных кандидатов, которые не ведут активный поиск работы. Остальные открыты к предложениям. Каждый год прирост новых кандидатов составляет 20 000 человек. Количество рекрутеров составляет 6500+ человек. Объём рекрутинга в мире на 2016 год составил 428 миллиарда долларов. Из них IT сектор 16% - или 68, 5 миллиарда долларов. Этот рынок показывает рост в размере 12-15% в год. Объём рынка в мире достаточно просто узнать в профильных статистических изданиях, но следует проверять информацию в разных источниках.
Более-менее справедливую информацию можно найти на сайте https://www.statista.com, но чтобы определить источники формирования данных, придется приобрести платную подписку. Не стоит доверять одному источнику, следует проверить все с разных сторон и ориентироваться на предыдущие года, а потом просто путем сложения добавить прирост рынка на текущий год. Если цифры совпадают, значит данные статистики имеют высокую достоверность. Что же касается Украины — нужно проявлять фантазию, чтобы добыть сведения. Наверное, самым объективным источником информации для IT рынка является сайт ДОУ. Конечно же тут есть процент погрешности, так как не каждая компания публикует там вакансии, но во всяком случае можно узнать весомую долю рынка.
Сергей: Рынок безусловно есть, и он перспективен (если ничего страшного в стране не произойдёт, то он будет расти). Прелесть рынка в том, что он маленький (по сравнению с другими — Европа, США, Китай). То есть проверять бизнес модель, входить в рынок со своим продуктом проще, так как затраты на маркетинг не такие большие как, например, на западе. Но, всегда существуют риски политической нестабильности, что может отразиться на инвестиционной привлекательности проекта.
Второй немаловажный фактор — это законодательная база. Наша страна не готова к таким вещам как стартапы на основе масштабного сервиса, так как есть ограничения в налоговой и юридической сфере. Поэтому если вы нацелены просто проверить гипотезы и собрать минимальный трекшн — то страна подходит для того, чтобы разворачивать тут стартап, в противном случае — нужно сразу же локацию с большей свободой действий.
Сергей: Жгучая уверенность в том, что мы поможем тысячам специалистов. Десятки сообщений от рекрутеров и клиентов о том, что проект очень нужен, и что такого на рынке не хватает.
Алексей: И осознание того что мы упростим труд рекрутерам и сэкономим деньги клиентам. Мы сами прошли многое и понимаем, что с ростом рынка нужен инструмент, который поможет рекрутерам и повысит доверие клиентов к этим услугам.
Диалог вела Валерия Маляренко