В рамках нашего исследования HR tech в Украине команда Indigo пообщалась с основателями и представителями 6 проектов, работающих в этом направлении. Это решения для рекрутинга, поиска работы, а ещё - видеоинтервью, онбординга и аналитики поведения сотрудников. Немного выводов, которые напросились сами собой в процессе исследования:
- Очень популярно создавать продукт с использованием AI. С другой стороны, tech компании не спешат раскрывать нюансы работы AI в основе своих HR технологий.
- Чат-боты тоже на волне. 3 решения из 6 предлагают бота для общения с кандидатами, а Elin.ai выросла из бота, проводившего опросы, в отдельный проект.
- Многие продукты появились в процессе разработки решений внутренних проблем компаний.
- Не всегда чётко прослеживается, насколько востребовано разрабатываемое решение (в целом или только в Украине), соответствует ли потребностям аудитории, сопровождается ли разработка исследованиями рынка.
Все осознают, что HR tech - трендовое направление. Но насколько целенаправленно решается конкретная “боль” предложенной технологией - не всегда очевидно. Не все изначально ориентируются на украинский рынок.
Talentscan
Talentscan - “швейцарский нож” рекрутера, ещё и с применением искусственного интеллекта. Это решение включает ATS, CRM, Search Console и инструменты для автоматизации процессов.
Макс Дыбенко, кофаундер Talentscan, говорит, что изначально команда разрабатывала инструмент для аутстаффинговой компании. Получилась система для сбора информации из разных источников и анализа большого объема данных, с визуализацией истории работы с кандидатом.
В процессе разработки оказалось, что такой инструмент востребован на рынке. Появились потенциальные клиенты. Ребята переработали архитектуру и выпустили на рынок как самостоятельный Saas продукт. TalentScan реализовывает настоящий AI, а не умные отборы и сортировки, каждая компания в процессе работы “тренирует” своего AI ассистента. Потому выдача AI-ассистентом по одинаковому отбору может рекомендовать разных кандидатов.
Как работает: нужно создать вакансию и лонг-лист из более 10 кандидатов. AI-ассистент проанализирует текущий отбор, предыдущие отборы и воронку подобных вакансий вашего портала из 800К кандидатов и предложит тех, которые больше всего подойдут клиенту.
У TalentScan есть локальные конкуренты, которые больше закрывают функционал ATS. Есть те, кто помогают расширить талентпул с помощью chrome плагина, есть те, кто анализирует внешние ресурсы с кандидатами и сортирует выдачу - ребята объединили все в одной платформе и добавили полный анализ и визуализацию действий рекрутера, его эффективности и построение всевозможных визуальных отчетов с помощью google data studio.
NUWORK
NUWORK - платформа для поиска кандидатов в сферах ритейл и HoReCa. Основана в 2018. Команда Nuwork состоит из HR-специалистов.
Ко-фаундер и CEO Андрей Баскаков рассказывает, что идея возникла в процессе работы в предыдущих проектах. Ребята постоянно анализировали цепочку действий рекрутера с вакансиями без опыта работы, пытаясь понять, где процессы тормозят. Уже работая над NUWORK, опросили более 120 работодателей из Украины, стран СНГ и США, по каждому этапу рекрутинга.
В результате подтвердили общее впечатление - одним из узких мест сегодня является первичное собеседование. На него рекрутер тратит до 70% своего времени. Один из инструментов Nuwork - виртуальный бот-рекрутер для проведения первичных собеседований. Бота можно создать в течение 3 минут, выбрав вопросы из загруженных и добавив свои - на это уйдет около 3х минут.
В режиме реального времени вопросы будут транслироваться соискателю. Виртуальный рекрутер сможет рассказать про вакансию, показать рабочее место, уточнить вопросы и дать фидбек каждому из кандидатов. Основной фокус NUWORK сейчас - Украина. В 2020 планируют выход в страны СНГ - Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, а к концу года — Восточную Европу, начиная с Польши.
Morbax
Morbax - автономная платформа поиска, подбора и оценки кандидатов и сотрудников при помощи машинного обучения. В базе платформы до 5 миллионов кандидатов для Украины, а общее количество кандидатов порядка 100 миллионов - от водителя до СЕО.
Система Morbax
- ежедневно мониторит открытые источники (hh, work, rabota, indeed, monster, linkedin, careerbuilder, glassdoor),
- собирает и обновляет профили кандидатов,
- оценивает кандидата на соответствие в течение пары минут
Мorbax предоставляет возможности интервьюирования и управления рекрутингом, вакансиями и кадровым резервом.
А еще включает дополнительные сервисы для автоматизации рекрутинга в целом:
- конструктор брендированных карьерных сайтов с автоматической публикацией вакансий
-
чат-боты для процессов адаптации и масс-рекрутинга
-
API модуль по сбору или передачи данных в другие сервисы компании
Проекту уже почти год. CEO и фаундер Махмед Халилов рассказал, что много времени ушло на создание универсального алгоритма оценки кандидатов. Алгоритм понимает несколько языков, адаптируется под любую отрасль и любую должность. В процессе разработки и на старте использования ребята поняли, что много функций - не всегда оптимально. Судя по фидбеку, часто клиентам наоборот, сложно. Поэтому сейчас создаётся более простая версия сервиса.
Как работает: под каждую компанию создаётся отдельная небольшая нейросеть.
Для нашего рынка данные вносятся вручную через профиль, а для зарубежного - с Glassdoor. Нейросеть запоминает действия рекрутеров по разным кандидатам в процессе отбора и интервьюирования. В зависимости от найма или отклонения кандидатов, алгоритм подстраивается под каждую компанию. Например, вам нужен ios developer - достаточно указать только это, а Morbax будет искать кандидатов и по другим, синонимичным ключевым словам.
В планах на этот год Morbax выделяют линейку проектов:
- версия для крупных корпоративных клиентов - будет расширяться и внедрятся в 4 самых крупных предприятия страны и 1 европейскую компанию. Ещё 8 проектов на разных стадиях согласованности документации
- версия для государства и около госучреждений - первый этап готовится к введению к эксплуатации во всех украинских министерствах. Дорабатывали логику из-за изменений процесса найма
- облегченная версия продукта поиска и оценки кандидатов для малого, среднего бизнеса и рекрутинговых агентств, в феврале планируем релиз и уже подписываем на него клиентов - #google for recruiters своего рода #talent marketplace
- #careerhub - candidate career development and assessment tools - рекомендательная система для сотрудников компании по карьерному росту и развитию
- у ребят есть крупные заказчики в Европе и предложения из европейских фондов, что подталкивает на эксперименты в этих странах
- команда будет расширяться и дробиться на отдельные команды по направлениям; уже усилили команду по продажам и работают над усилением по маркетингу
- в приоритете рынок США и Канады
Playhunt.io
Это дружелюбное видео интервью без участия hr/технического специалиста.
Как работает: после регистрации заполняется список вопросов по вакансии, и кандидаты получают ссылку с приглашением.
Вопросы транслируются кандидату - в удобное для него время с любого устройства. Ответы записываются и отображаются в кабинете компании-работодателя. Их можно просмотреть, когда удобно. Сервис позволяет перематывать, ускорять видеоряд и делать пометки. Рекрутинг-менеджерам не нужно постоянно отвлекать технических специалистов, которые анализируют ответы на специфические профессиональные вопросы. Можно просто делиться ссылками на видео, что не требуют срочного внимания.
В разработке ребята сделали акцент на минималистичный дизайн и простоту взаимодействия с системой.
Фаундер сервиса Артем Волошин рассказал, что Playhunt сейчас находится на самой ранней стадии запуска, поэтому постепенно оттачивает продуктовую составляющую и выходит на массовый открытый рынок. Было решено разделить запуск проекта на 3 этапа:
1 этап. Закрытое бета-тестирование продукта рядом дружественных компаний, консультации по продукту с различными внешними hr-специалистами (100 компаний).
2 этап. Начало 2020. Открытое бета-тестирование. Будут разосланы приглашения всем, кто заинтересовался. Постепенное наращивание маркетинг-активности.
3 этап. Март 2020. Выход из беты, активное продвижение продукта. Идея проекта возникла как ответ на внутренние потребности. В периоды активного найма технического персонала очень много времени приходилось уделять интервью с кандидатами, из-за чего страдали другие зоны ответственности.
По словам Артема, внедрение самого первого МVP видеоинтервью (на том этапе у продукта еще не было названия) позволило сократить время на отбор по вакансии в 3 раза, а количество персональных собеседований - в 4. Система послужила эффективным начальным фильтром воронки рекрутинга.
AcademyOcean
AcademyOcean — это платформа, с помощью которой любой бизнес может быстро и легко запустить обучающий портал. Цели могут быть разные — адаптация новичков, обучение текущих сотрудников, проведение сертификаций, структурирование всех материалов в одном месте. Либо внешнее обучение — для партнёров или клиентов.
AcademyOcean предоставляет такие инструменты:
- автоматизированный портал для обучения сотрудников
- неограниченные курсы, уроки
- тестирования, опросы
- сертификации
- команды, уровни доступа
- путь ученика
- интеграция с Zapier и полноценное API
- глубокая статистика и аналитика
- мультиязычность
- мульти-порталы, если нужно построить разные порталы для разных ролей, офисов, стран, департаментов и т. д.
Основатель AcademyOcean Владимир Поло рассказывает, что проект начался с работы над другим продуктом. По классической стартаперской схеме, нужно было решить собственную проблему — обучение пользователей и сотрудников.
Ребята не таргетируются на локальный рынок специально, но в список украинских клиентов Academy Ocean уже входят Reply, AJAX, Netpeak, EXIST, YouControl, Youscan. Потому что многие отечественные компании уже тоже пришли к пониманию важности обучения и адаптации сотрудников.
Elin.ai
Elin.ai cобирает более 140 маркеров для семантического и сентимент-анализа коммуникации сотрудников в Slack и Zoom, чтобы анализировать общение сотрудника и помогать ему быть более продуктивным.
Идейным основателем выступил Владимир Бажан, который прошел путь от разработчика до вице-президента в крупной аутсорсинговой компании SoftServe. Владимир внедрял опросники, чтобы узнать о состоянии вовлеченности, лояльности и удовлетворённости работой в компании. Коллектив на тот момент насчитывал более 5 тысяч человек. Опросники оказались громоздкими, на них мало кто отвечал. Так и появилась идея создать чатбота.
После первого прототипа решили продолжить развивать продукт в США, где Владимир познакомился с Оксаной Завойко, предпринимательницей в сфере ИИ, основателем нескольких компаний и комьюнити лидером.
Как работает: Elin.aiиспользуют технологии искусственного интеллекта, модели оценки эффективности Deloittee, MBTI, OCEAN. Сотрудничают с Computational Culture Lab (Berkeley, Stanford) над усовершенствованием алгоритмов и расчетов. В марте 2019 запустили первую версию, на тот момент это был чат-бот, который задавал вопросы. В сентябре 2019 Slack-бот собирал данные на основании сентимент-анализа, чтобы заменить опросник наблюдением. Тогда же появились и early adopters.
Сейчас Elin.aiсотрудничает с 54 компаниями малого и среднего размера. Slack-бот бесплатен для команд до 50 сотрудников, поддерживается только на английском языке. Весной планируют привлечь новый раунд инвестиций, внедриться на рынок энтерпрайз и стать лидером на рынке People Analytics in real time с технологией искусственного интеллекта. В планах также внедрить Elin для Microsoft Team и Google.
Команда Indigo Киев с азартом следит за развитием HR tech в Украине. А как вам описанные здесь решения? Захотелось протестить-применить их? А может, вы знаете другие интересные украинские проекты в этом направлении - комментируйте, и мы будем рады написать и о них!
автор: Валерия Маляренко