Почему профессии будущего не будут иметь названия

Twitter
Linkedin
Facebook
Telegram

- iКем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Профессии Прогнозы Развитие Тренды

- iКем ты хочешь стать, когда вырастешь?

-i Нейролингвистическим бизнес-аналитиком со специализацией в growth marketing

Работодатель ищет специалиста, чтобы он решал определенные задачи. На самом деле, все равно, как при этом называется его профессия. 

Привычные, традиционные профессии требуют набора знаний и навыков в рамках одной сферы. Например, бухгалтер разбирается в трудовом законодательстве, учете, может рассчитать НДС и годовой платеж, и т.д. Специалиста, который обладает всеми этими навыками, проще всего найти по названию профессии — «бухгалтер». 

А что, если идеальным будет микс навыков, который не входит в рамки традиционной профессии? Ограничение по названию желаемой должности может только помешать найти нужного человека. Тем более, с развитием инструментов поиска, можно искать по ключевым скиллам, а не по заглавию резюме и категории. Эта практика уже распространена в IT-рекрутинге. 

На рынке Украины уже появились вакансии с намного более широким списком навыков, чем типичный для определенной позиции. Например, нужен Customer Support Manager — при этом обязательны техническое образование, умение написать статью для User Guide на сайте по мотивам пользовательских запросов, а еще желателен опыт в продажах. Такие вакансии — часть процесса гибридизации профессий.

Что такое гибридные профессии?

Это профессии, которые включают сочетание очень разнообразных, часто традиционно «не сочетающихся», умений и навыков. 

Преуспевающему менеджеру по рекламе нужна и креативность, и умение пользоваться инструментами аналитики. Традиционное представление о том, что успешный программист может позволить себе быть отшельником-«хиккой», общающимся только с компьютером, тоже устарело. Frontend-разработчику приходится разбираться еще и в дизайне и бизнес-процессах, проявлять коммуникативность. 

Менеджеру по рекламе нужно умение пользоваться инструментами аналитики

Аналитическая организация Burning Glass проанализировала около миллиарда вакансий. По их данным, тренд гибридизации профессий усиливается, спрос на разносторонних специалистов быстро растет, как и разница между зарплатами на гибридных и простых позициях. Гибридизированные аналоги оплачиваются на 20-40% выше, чем соответствующие им традиционные профессии.

Гибридные профессии — не какое-то новое веяние. Например, специальность промышленно-организационный психолог», требующая знаний психологии, трудовых отношений и делопроизводства, возникла в 20-х годах прошлого века. 

Профессии всегда так или иначе эволюционировали, но сейчас это происходит все быстрее. 

Вторая особенность — теперь для эффективной работы часто нужен скилл из сферы, казалось бы, совершенно не связанной с основной деятельностью. Такой, который не освоишь просто так, в ходе работы. Например, традиционно у маркетологов не было необходимости учиться пользоваться инструментами для работы с биг дата, а программистам — разбираться в психологии пользователя.

Чтобы освоить гибридную специальность, приходится не просто учиться, а целенаправленно спланировать, какие навыки пригодятся. Начинать обучение как можно раньше — и уже в процессе планировать следующий этап. Концепция Lifelong learning не зря так актуальна. Только на 16% этих высокооплачиваемых гибридных должностей согласны нанять начинающих (согласно тому же отчету Burning Glass). Для большинства вакансий весь «букет» скиллов должен быть прокачан на протяжении нескольких лет. 

Какие скиллы — самые востребованные для гибридных профессий?

На данный момент, самые популярные навыки для гибридных профессий можно отнести к 5 ключевым областям:

Техническая составляющая нужна всем

Именно спрос на технические скиллы можно считать основным фактором гибридизации профессий.

Во всех сферах деятельности все важнее становится способность изучать новые системы, инструменты, при необходимости — настраивать под себя. Желательно, конечно, еще и уметь кодить. Например, маркетологи со знанием SQL зарабатывают на 41% больше, чем без него.

Техническая составляющая нужна всем

Другая важная составляющая — аналитика данных. Это умение собирать, интерпретировать и визуализировать данные. Найти закономерности и использовать их, например, для предсказания поведения пользователей или новых возможностей для бизнеса. Такие навыки нужны маркетологам, специалистам в области здравоохранения, сейлзам, HR-менеджерам. В 2018 году навыки работы с данными указывались в 1,7 миллионе вакансий.

Хорошая новость: у гибридных профессий есть «иммунитет» к автоматизации. Если специалистов «простых» профессий можно заменить ИИ или роботами, то с гибридными машины не справятся.

Не только диджитал

Крутые технари ценятся высоко… но не так высоко, как крутые технари с развитыми софт- и бизнес-скиллами: с развитой эмпатией и лидерскими способностями, умеющие донести свою мысль коллегам и представителям клиентов.

В целом, в 57% вакансий разработчиков требуются лидерские качества и понимание бизнес-процессов. Если в 2013 навыки менеджмента упоминались в одной вакансии из четырех, в 2018 — в одной из трех.

Креативность тоже востребована. 54% процента вакансий в IT включают дизайн в том или ином виде в описании необходимых навыков. Creative thinking требуется как от девелоперов, так и от бизнес-специалистов.

Хотя неудивительно — давно известно, что все большее значение имеют софт-скиллы, в частности, Google при найме обращает внимание на способности к коммуникации, решению проблем и критическому мышлению.

Кроме того, программистам нужно постоянно следить за новыми технологиями. Важнейшие скиллы на рынке сейчас машинное обучение, R и новейшие инструменты кодирования.

Группа скиллов, которые могут показаться сложными и технарям, и гуманитариям, — знание стандартов и нормативно-правовой базы. На многих должностях требуется понимание этих тонкостей — в частности, в сфере здравоохранения, IT-безопасности, QA.

Почему будущее — за гибридными профессиями?

Факторов, движущих гибридизацию, много. Новые технологии могут принести пользу во всех сферах — вот их знание и становится актуальным для ранее нетехнологичных специальностей. Практика показывает важность командной работы и софт-скиллов — вот их и начинают требовать от математиков и технарей.

А главное, бизнес-процессы и рынок становятся все более изменчивыми и непредсказуемыми. Компаниям приходится постоянно приспосабливаться и изменяться. В таких условиях специалисты с гибридными профессиями могут играть решающую роль. Сотрудники должны постоянно обучаться и овладевать новыми навыками, чтобы обеспечивать конкурентное преимущество.

Постоянно менять, переформатировать команды в связи с меняющимися задачами для бизнеса будет слишком дорого. А гибридные специалисты способны расти и овладевать новыми навыками внутри команды. Таким образом, будет эволюционировать вся экосистема.

Кроме того, гибридность внутри команды облегчает коммуникацию и сотрудничество. И помогает бороться с одной из распространенных проблем — выгоранием — за счет разнообразия задач и возможности выступать в разных ролях.

Ну и как это называется?

Уже сейчас для того, чтобы создать точное название вакансии или обозначить квалификацию, порой нужно перечислять список навыков и знаний, равный половине описания. Когда вы одинаково хорошо владеете десятком навыков, как назвать эту профессию — «Маркетолог с навыками data-аналитики и b-2-b продаж», «Аналитик данных со знанием маркетинга и опытом b-2-b продаж» или еще как-то?

Мы в INDIGO Tech Recruiters, кстати, уже встали на путь гибридизации. В IT-рекрутинге актуальны и владение новыми технологиями и инструментами, и аналитические навыки, и прокачанные софт-скиллы. Похоже, что в самом ближайшем будущем в каждой команде появятся многосторонние специалисты или люди, осваивающие гибридную профессию. Автор: Валерия Маляренко

Инфо
Автор: INDIGO Tech Recruiters
1324 Просмотров
19.05.2020

Похожие статьи

Прожить 6 месяцев без зарплаты: главный аналитик HUG’s рассказал о грамотном инвестировании
Финансовая грамотность — тот скилл, которого часто не хватает даже опытным профессионалам в...
На ремоуте до конца 2020: как «тимбилдиться» онлайн
СЕО INDIGO Tech Recruiters Екатерина Осадчук...
«Высокий потенциал у финтех-решений, которые «откусывают» функции классических банков»: интервью с сооснователем YayPay Евгением Выборовым
Финтех — привлекательный рынок для стартапов, учитывая темпы трансформации сферы финансов. ...
«In diversity we trust»: интервью с Максом Ковалем, head of operations Djinni.co
Привлекать IT-таланты, учитывая конкуренцию за них, сложно. Привлекать их быстро — задачка из ...
Обзор зарплат СТО в украинском IT
СЕО INDIGO Tech Recruiters Екатерина Осадчук...
Сколько зарабатывают СЕО на рынке украинского IT?
обзор заработных плат C...
Какие сотрудники станут самыми ценными в кризис и как бизнесу адаптироваться – мнение
Сколько бы ни продлился карантин, он неизбежно изменит работу как отдельных команд, так и цел...
СОО - роль и зарплата в реалиях украинского IT. Обзор 2020.
А сейчас углубляемся в детали и рассматриваем отдельные должности из исследования. Начинаем...
НЕ СМЕШНО. Почему рекрутеры пишут плохие стихи
“В день чудесный, день пригожий постучалась к Вам сюда” (с),...