Если hard skills относятся к умению выполнять конкретную работу, то soft skills - то, как ты её выполняешь. Это навыки командной работы, принятия решений, адаптации.
Зачем нужны soft skills?
Чтобы эффективно работать самому:
- Ставить цели
- Планировать своё время
- Управлять эмоциями
Чтобы эффективно работать в команде. И не только на руководящих позициях:
- Задавать правильные вопросы
- Слушать и слышать
- Аргументированно высказывать своё мнение
- Ставить задачи
- Давать фидбэк.
Ну, и конечно, лид без soft skills - это смешно и грустно. С каждой новой ступенькой в карьере они играют всё большую роль. Тим лид или менеджер умеет:
- Принимать решения
- Помогать в решении конфликтов
- Обучать.
Эти навыки не появятся сами собой. Развитие soft skills - не менее ответственная задача, чем прокачка своей технической базы знаний.
Эксперты высказывают мысль, что “гибкие навыки” будут становиться всё важнее по мере успехов в автоматизации. Человеческие сотрудники могут отличиться от безотказных, умных, умелых ИИ ассистентов как раз благодаря soft skills. Поэтому больно слышать, когда очень крутые инженеры работают только над hard skills, аргументируя это так:
Отстаньте, я интроверт!
Это отмазка. «Интроверт» - не равно “хикка”.
Карл Юнг, который предложил понятие интроверсии, обозначил её как “фокус на внутренний мир”. Интроверту комфортно находиться в одиночестве, интересно анализировать свой внутренний мир - а экстраверт сосредоточен на внешнем мире и любит находиться в обществе. К тому же, экстраверсия и интроверсия - крайние значения шкалы, а большинство людей не находятся строго на полюсах.
Взаимодействие с внешним миром могут представлять для интроверта нагрузку. Но это не значит, что такие люди не способны развивать “гибкие навыки”. Некоторые soft skills интровертам по умолчанию даются легче, чем экстравертам: эмпатия, тайм менеджмент, умение слышать собеседника, деловой этикет.
Ну ладно, что там у вас? Коммуникабельность?
Да, коммуникабельность действительно на первом месте во многих чартах.
Это умение слушать, презентовать свои идеи, обсуждать, аргументированно высказывать своё мнение, убеждать. Пример развитой коммуникабельности - способность правильно ставить задачи. Оптимально сформулировать их, выразить письменно или устно, и убедиться, что человек понял вас (и его интерпретация минимально отличается от вашего замысла).
Другой пример - когда технический специалист может любую рабочую проблему описать достаточно простыми словами и донести её суть до не-технарей. Но коммуникабельностью soft skills не ограничиваются. По данным LinkedIn на начало 2019, компании чаще всего ищут сотрудников с такими навыками:
- Креативность
-
Способность убеждать
-
Умение взаимодействовать
-
Приспособляемость
-
Тайм менеджмент
Стоит признать, что soft skills не так чётко определены, как hard skills.
Это могут быть широкие категории, включающие другие навыки.
И если требование Git, Angular CLI. HTTP requests или ASP.NET Framework звучит достаточно недвусмысленно, то что значит, чёрт возьми, “ приспособляемость”?!
Это способность адаптироваться при переменах. Рабочие процессы быстро меняются, одни эффективные инструменты появляются, другие эволюционируют или устаревают. Возникают новые технологии. Без гибкости, оптимизма, последовательности работать сложно. Окей, а как быть, например, с умением взаимодействовать? С этой компетенцией связывают успешную командную работу - но взаимодействовать можно ведь и с другими командами и отделами, с клиентами.
В любом случае, взаимодействие подразумевает толерантность, принятие разнообразия культур и подходов, открытость. Некоторые источники включают умение взаимодействовать в коммуникацию, а некоторые - наоборот. Как сориентироваться в этой гуманитарной вакханалии?
Главное, определить для себя, над каким качеством вы хотите работать и какого результата добиться. В принципе, как именно оно называется - не суть.
Другие популярные категории soft skills.
- Работа в команде: умение давать и принимать обратную связь, справляться со сложными ситуациями, решать конфликты, уважать офисную политику.
- Критическое мышление: умение решать проблемы, желание учиться, логическое мышление.
- Рабочая этика: мотивация, планирование, самостоятельность, эффективная работа с несколькими задачами сразу, настойчивость, забота о качестве выполненной работы.
- Позитивный настрой: уверенность, доброжелательность, уважение к другим, терпение, энергичность, энтузиазм.
- Лидерство: умение управлять конфликтами, принимать решения, давать понятный фидбэк, обучать.
Как измерить soft skills
Soft skills измерить трудно. До сих пор не существует универсальной шкалы оценки, например, уровня стрессоустойчивости или эмоционального интеллекта. Тем более сложно измерить навыки, которые даже не имеют чёткого универсального определения. Обычно применяют такие способы:
- Опрос окружающих сотрудников по методу «360 градусов»
- Интроспективные методики (тесты на критическое мышление, эмоциональный интеллект и т. д. )
В Google, после внедрения программы по развитию “гибких навыков”, прогресс наблюдали по увеличение общей продуктивности команды.
Как улучшить?
- Запросите обратную связь у тех, кто с вами работает: коллег, менеджера, заказчика.
- Максимально беспристрастно проанализируйте информацию (игнорируя внутренний голос, если он говорит “нет, всё они врут, потому что сами сволочи”).
- Определите проблему, при необходимости уточнив отзывы. Например “у него сложности с коммуникацией” - означает “орёт на меня” или “не понимаю, что он хочет объяснить”?
- Поставьте цель. Если обнаружено много пробелов, начните с развития того навыка, который больше всего поможет в работе.
- Прочитайте тематические статьи по этому навыку(обратитесь к ментору).
- Действуйте - практикуйте нужный скилл. Например, для развития аналитического мышления полезно пытаться решить проблемы - даже те, которые вне вашей компетенции, для коммуникабельности - просто общаться, учиться внимательно слушать, и так далее.
- Оценивайте себя, анализируйте.
А вы как-то развиваете soft skills? Или, может, считаете всю эту затею коварной выдумкой эйчаров, чтобы докопаться до разработчиков? Было ли так, что вы оценили пользу “гибких навыков” или вред от их недостатка на практике?
Пишите в комментариях, ведь “письменная коммуникация” - это тоже soft skill, который нужно развивать!
автор: Валерия Маляренко