Пока вы спите в мягких постельках. Едете в метро. Жуете в офисе бутерброд и листаете ленту фейсбучика, эти ребята незаметно и уверенно меняют мир к лучшему.
Партизаны добрых дел. Архангелы правильного Киевского урбанизма. или проще говоря - Агенти Змін.
Если вы не знали, кто автор новой схемы линий в вагонах метро, проездных карточек, указателей для велосипедистов, редизайна фуникулера и городской электрички - пришла пора узнавать героев в лицо. Всего за год, без каких-либо царских протекций и стартовых средств, команда из нескольких сумасшедших дизайнеров и небезразличных киевлян сотворили обыкновенные чудеса. И вот даже сейчас, пока вы это читаете, 14 000 киевлян создают дизайн родного города вместе с Агентами.
Indigo фанатеет от тех, кто горит идеей. Кто не ждет никаких наград и не боится оторвать зад от насиженных мест. Мы влюбились в Агентов и хотим, чтобы вы незамедлительно сделали то же самое. Поймали Игоря Скляревского, рулевого Агентов, чтобы немного допросить с пристрастием и восторгом.
Почему уходил с насиженного места? Просто понимал, что если мы дальше будем работать вот так - по выходным, по ночам и даже больше - то все, и я в том числе, выгорим. Все быстро закончится.
А мне казалось, что это такое большое дело с большими перспективами, которым очень хотелось и хочется заниматься. Я понял, что есть возможность его спасти - если мы все будем работать полный день, работать постоянно, мы сфокусируемся и станем делать больше. Станем делать качественнее. Так оно и получилось - ребята уволились со своих мест и стали работать Агентами Змін. У нас на тот момент было совсем немного своих денег. Как тогда, так и сейчас мы делаем какое-то количество коммерческих проектов. Но не просто для того, чтобы заработать себе на проекты некоммерческие. Нет, у нас принцип совсем другой. У нас есть миссия - то, ради чего мы вообще все это делаем.
И мы берем коммерческие проекты, если они вписываются в эту миссию. То есть, если они помогают сделать публичные пространства в Киеве лучше. Есть, например, нескольких проектов с Mastercard, которые связаны с оплатой проезда в метро. Это совершенно точно делает транспорт современнее и комфортнее. И мы очень счастливы с ними работать. Или навигация на Львовской Площади - это не какая-то там рекламная акция. Нигде вообще не значится спонсорство. Это просто навигация, какая она должна быть в городе.
В общем, на момент старта у нас было некоторое количество денег, которые мы заработали на своих проектах. Только спустя 3-4 месяца у нас появились спонсоры. Сначала DOU - Макс Ищенко. А потом по цепочке - Work.ua и т. д. Да, мы уходили в никуда, а потом… потом деньги получились по дороге. Поэтому, прежде всего дело. У меня есть старый, очень-очень хороший знакомый - художник Павел Маков. И когда-то, лет 15 назад, я очень переживал о финансовой стороне. И вот Паша сказал: слушай, деньги - по дороге. Занимайся тем, чем должен, тем, что нравится, а деньги они как-то приложатся. Я миллион раз убеждался в том, что это очень правильно работает.
Ой, да мы получаем вообще больше всех. Потому что, во первых, мы живем в этом городе. Мы получаем то, что делаем, сами же этим пользуемся. Во-вторых, в процессе всегда есть удовольствие от любимого дела. То есть, больше всех достается нам.
Это очень интересная работа для дизайнеров. Для дизайнеров в широком смысле - не только людей которые рисуют. Что интересно, у нас на команду из 5 человек - один графический дизайнер. Сейчас вот как раз хотим найти второго. Все остальные - люди, которые занимаются дизайном в более широком смысле. Это очень интересно - не просто двигать пиксели на экране, а находить решения проблем реального мира. Такое мало где можно делать. На пальцах одной руки можно пересчитать в Украине.
У меня есть теория на этот счет, не знаю насколько правильная. Я сам работаю в IT и немного этот рынок понимаю. На IT-рынке есть глобальная конкуренция, в отличии от почти всего остального украинского рынка. И соответственно - конкуренция за людей. Хороший айтишник может выбирать где ему работать - в Киеве, Берлине, Сан-Франциско. То есть города конкурируют между собой за людей. Равно как и компании, которые создают офисы в разных городах.
Например, в Киеве вполне можно создать офис, в который заходишь как в космос - взять, например МacPaw. И внутри очень легко создать иллюзию, что ты принадлежишь к этому глобальному миру. Но в конце рабочего дня люди выходят из офиса - а там не Берлин, и не Сан-Франциско. И мне кажется, что конкурируя за людей, компании понимают, что нужно двигаться в этом направлении. И соответственно - помогать тем, кто это делает.
Тут не неограниченные средства нужны. Тут неограниченная власть. Потому что для решения большинства проблем в Киеве деньги не нужны. Наоборот, решение этих проблем принесет деньги. Например, благоустройство и пешеходизация улиц. Когда небольшие улицы, как, например, Ярославов Вал, используются как транзитные для машин, это убивает локальную экономику и активность — там неудобно пройтись по магазинам, посидеть с чашкой кофе на улице, поэтому там мало магазинов и кафе. Когда улица не активная, а транзитная, там падает стоимость жилья и аренды, снижается безопасность.
Вообще, идей много. Организация пешеходных улиц, например, это еще и оживляет экономику. Тут нужны не деньги, тут нужна власть.
Меня очень сильно огорчает городской транспорт в Киеве и я бы хотел превратить его в более цивилизованный. Наземный транспорт имею в виду - автобусы, троллейбусы. Вернуть трамваи очень хочется.
Конечно. Очень много где. Особенно это бросалось в глаза в Сан-Франциско - буквально на каждом уличном столбе висят объявления о том, что местная община собирается решить: разрешать или нет строительство дома в их квартале. И это не о каком-то районе города речь - там нет такого административного деления как у нас. Имеется в виду квартал - то есть собрание людей, которые живут на территории размером 100 на 100 м максимум. Это очень маленькая площадь. Они решают, разрешить ли мэрии строить в их квартале какой-то дом. И буквально на каждой улице, на каждой остановке множество объявлений о таких вот собраниях. Очень много городов классных, в которых делается много цивилизованных правильных вещей. Но именно Сан-Франциско, который, кстати, менее благополучен в смысле урбанистики, в сравнении с многими европейскими городами, является очень ярким примером права на город со всей его демократией.
От Indigo: говорить с Агентами можно бесконечно. И это всегда про сознательность и небезразличие, намерение и действие. Агенты открыты к диалогу 24\7 - и если вам есть что сказать, если вы так же, как Indigo, хотите реализовать свое право на город - скажите вслух.
Дорогие Агенты, спасибо за перемены. Лав, Пис енд Юнити.