Хорошо ли там, где нас нет? Мы с IT recruitment agency Indigo решили обратиться с этим вопросом к людям, с которыми работали над «заграничными» вакансиями и которые успешно уехали искать профессиональное счастье за горизонт. С какими сложностями им пришлось столкнуться и какие возможности открыть? Наша первая героиня – Анна Лаврова, уже несколько месяцев работает на позиции IT Project Manager в Дубай, и любезно согласилась поделиться своим опытом.
Анна: С одной стороны, мне было легко принять решение, потому что хотелось получить первый серьезный опыт работы за границей. К тому же, когда я в первый раз побывала в Арабских Эмиратах несколько лет назад, мне очень понравился Дубай, и когда я вернулась домой, то говорила всем, что обязательно сюда перееду. С другой стороны, было сложно выбрать саму компанию.
Анна: Она была построена практически из ничего. Я считаю, что Дубай — это вершина человеческого интеллекта. При первом визите меня поразило все: метро без машинистов, монорейл, который соединяет материковую часть с островом Палм Джумейра, насыпные острова… Эмираты объединись только в 1971 году, и за период, который короче человеческой жизни, в пустыне, даже без воды, построить все это?. . Шейх Зайд Аль-Нахайян, которого очень любят в эмиратах, — это пример высшего мастерства лидера: он не только объединил государство, но и повел за собой людей, переселил их из пустыни в город. А пока объединял страну и строил города, у него родилось больше 30 детей. Настоящий образец тайм-менеджмента… Сегодня Дубай — это город, где возможно все.
Анна: Я не искала работу — не только за границей, а вообще. В прошлом году переехала из Киева в Одессу, и успела поменять два проекта. В январе мне поступало много новых предложений о работе в других странах, но в них мне совершенно не хотелось переезжать холодной зимой. Я поставила цель — переехать туда, где тепло. И в феврале меня нашло рекрутинговое агентство — рекрутер предложила рассмотреть вакансию в Дубай. Причем по ее словам, девять из десяти кандидатов не хотели переезжать сюда, а мне эта идея, наоборот, понравилась.
Анна: Длительные переговоры — почти два месяца. На новом месте я никого не знала лично, было сложно разобраться в организационных моментах, оформлении документов. Например, здесь очень сложная процедура переезда домашних животных — мне до сих пор не удалось перевезти своего кота, и никто не мог подсказать, как это сделать правильно. Сложно было понять, какие документы нужно переводить, а некоторых документов, которые были необходимы по списку, вообще не существует в Украине. В ОАЭ о тех, кто приезжает, должны знать такие вещи, о которых ни одна другая страна даже не спросит — в частности, нужно заполнить анкету с очень личными вопросами (например, имена, телефоны, имейлы всех членов семьи). И многие другие нюансы — в частности, с прививками. Думаю, компаниям стоит создавать гайды для тех, кто переезжает в Дубай — что нужно знать и как действовать. Я не была к этому готова, во многом разбиралась самостоятельно.
Анна: К жаре. Я до сих пор не могу привыкнуть: за время, которое я провела в Дубае, температура не поднималась выше 50 градусов, но обычно это плюс 42-46 градусов при 100% влажности.
Анна: В Дубай живет 89% экспатов, и только 11 % — местных, и они, как правило, работают в госструктурах — министерствах, полиции и других учреждениях, где не могут работать иностранцы. То есть экспаты почти не работают с местными жителями, только с такими же «понаехавшими». А значит, больше чувствуются культурные отличия не с дубайцами, а с теми, кто, как и ты, приехал из других стран.
В моей компании работают люди из самых разных государств Европы, Азии, Африки. А моя босс — американка, и есть нюанс, который отличает нас с ней от всех остальных: это понятие «убиться на работе». У остальных этого нет — на первое место люди ставят себя, и этому нужно учиться. Никто не задерживается на работе, все соблюдают обеденный перерыв, а не просто быстро съедают что-то прямо за компьютерами, как это часто бывает в украинских IT-компаниях. Если у человека есть дети, нужно встретить маму в аэропорту, вечером назначен массаж, он четко знает свой приоритет. При этом к работе относятся очень ответственно и делают ее хорошо. Другая особенность — митапы: здесь они так же важны, как и сама работа. В Украине на конференциях знакомятся обычно со спикером, а между собой — не очень активно. Здесь на любом мероприятии все стремятся перезнакомиться друг с другом, иначе какой смысл их посещать?
Анна: Что встречала я — как в IT-компаниях, так и других, оплата состоит из трех частей. Первая — основная, base salary, отличается существенно: например, кто-то может зарабатывать 10 тысяч дирхам, кто-то 6000 дирхам, и так далее — меньше или больше. Вторая — housing allowance: это деньги, которые выделяются на жилье. Третья — расходы на транспорт, и тут могут быть разные варианты (например, проездной или деньги на аренду машины с водителем). Но если происходит пересмотр вознаграждения, меняется именно основная часть.
Анна: Не могу сказать, что именно из Украины — работодатели заинтересованы в специалиста в принципе. IT в ОАЭ развивается очень быстро, и людей не хватает: тестировщиков, разработчиков, PM-ов, дизайнеров — всех.
Анна: Нужно сделать три шага.
Во-первых — выучить английский. Хотя тут даже не важно, хотите вы работать в Дубай, Нью-Йорке, Париже, Лондоне или Гданьске — если вы планируете работать в IT, без английского — никуда. Я веду онлайн-курсы, и на первом же занятии говорю — если вы не можете прочитать презентацию, лучше прямо сейчас забирайте деньги. Знание английского на высоком уровне — это «клеймо» в хорошем смысле, но, к сожалению, специалистов из Украины, которые хорошо владеют языком, мало.
Во-вторых, вам нужно быть заметным для людей из вашей индустрии. Как именно — зависит от сферы, в которой вы хотите развиваться. Если это IT, важно быть заметным в Интернете — но не просто завести Instagram и постить свои фотографии в трусах, а проактивно заполнять профили в социальных сетях, актуализировать их, писать посты, комментарии — например, в том же LinkedIn.
В-третьих, конечно, важно знакомиться с людьми — как офлайн, так и онлайн.
Анна: Изначально у меня почти не было ожиданий, я очень мало знала о том, куда еду — для меня это был большой эксперимент. Зная, что будет так сложно, я бы подумала 20 раз… Но все равно согласилась. Например, я не знала, что будет настолько сложно найти квартиру — причем, когда ты ее все-таки нашел, проблемы только начинаются. Необходимо очень много разрешений, бумажной волокиты — здесь вы не можете, как в Украине, просто найти тетю или дядю и заселиться, поскольку все легально. К тому же, важно или уже иметь, или накопить деньги, потому что квартира оплачивается так называемыми чеками, сразу за три или четыре месяца. Я первые два месяца жила в гостиницах.
Мне нравится, что в Дубай возможно все. Вообще — все. Не важно, умеете вы управлять проектами, стричь собак или делать маникюр. Приехав в Дубай, вы сможете делать это и зарабатывать в 20 раз больше. Здесь очень много возможностей. Страна быстро развивается, высокий спрос буквально на всех. Нужно только быть хорошим специалистом, и желательно — разговаривать на английском: можно обойтись и без него — например, в салоне красоты с клиентом поговорит администратор, но со знанием английского зарабатывают больше.
Я узнаю и делаю очень много нового. Познакомилась с людьми, которых не встретила бы больше нигде, причем самыми разными — от ученого, который приехал сюда, чтобы исследовать психологию социальных групп, до стартапера, который находит новые способы открывания окон. Все зависит только от вас. Как говорит моя подруга — в Дубай тебя постоянно пинают. Но с каждым пинком ты летишь все дальше.