Нам не бывает скучно, потому что мы всегда находим полезные приключения. Вот и теперь мы наведались к нашим добрым друзьям Jooble, чтобы опрокинуть стаканчик минеральной с пузырьками.
На случай, если вы не в курсе:J ooble — это продуктовая компания, которая рулит сервис-агрегатор поиска вакансий.
Jooble входит в 6 всемирно известных IT-компаний, созданных в Украине, работает в 60 странах мира, а его ежедневная аудитория составляет около 1 млн пользователей.
В общем, по сложившейся традиции, решили задать парочку вопросов Евгению Собакарову —КОфаундеру, КОрулевому и КОродителю Jooble.
Евгений: Если в принципе посмотреть на рынок агрегаторов, и не только джобовых, но и например, недвижимости или автомобилей — большая часть компаний направлена преимущественно на маркетинг. То есть основная цель — насканить как можно больше вакансий, насобирать предельный трафик и максимально сконвертировать его в деньги.
Мы же хотим уйти в лонг-плей. Для нас выигрышная стратегия — максимально ориентироваться на качество ресурсов, качество поиска и удовлетворенность наших пользователей, а не просто заработать денег.
Евгений: Хороший вопрос. Да, у нас есть специальная метрика — количество кликов, которые в среднем делает один пользователь по результатам поиска.
Считается, что результаты по поиску вакансии отличаются от традиционного поиска в Гугле. Потому как здесь не может быть одного единственного ответа по запросу.
Как правило вас интересует 1-2-3 вакансии, вы выбираете и затем отправляете резюме. Поэтому считается, что чем больше кликов юзер делает по результатам поиска — тем лучше. Тем не менее, по собственным каким-то ощущениям и исходя из интуитивного понимания юзера мы видим, что метрика, ну скажем, не очень хорошая. Штука в том, что ничего лучше пока никто еще не придумал. И всем нашим кандидатам мы предлагаем придумать метрику, которая по качеству превзойдет существующую.
Евгений: Вы знаете, никак не находили. Просто, что называется “берись и делай”. Если есть возможность выходить на рынок без физического присутствия, все, что нужно — это желание.
Знаю ребят, стартап. Им надо строить офлайновый маркетинг — ехать в другую страну, занимать нишу рынка. И тем не менее, они это делают. Едут в развивающиеся страны — в Африку, в Азию. Как-то договариваются, находят партнеров, локальных представителей. Просто не ищут отговорок.
Евгений: Сейчас мы являемся маркетинговой площадкой для работодателей. Для нас работают онлайновые каналы и не работают билборды или реклама на телевидении. Возможно, в будущем эта ситуация изменится. Но сейчас вот так.
Евгений: Ну, задачи, все же, довольно сильно меняются. Раз в два-три года мы узнаем что-то концептуально новое в нашем бизнесе. И соответственно, в общей стратегии происходят изменения — не то чтобы кардинальные, но существенные. Появляются задачи о которых ты даже и не думал два года назад. Потому сказать, что совсем одно и то же нельзя.
Конечно, периодически немного выгораешь эмоционально. Но по-моему, это довольно распространенное явление в любом деле. Когда я в свое время работал программистом — возникала схожая ситуация. Просто период, который нужно перетерпеть.
Евгений: Посещает такая идея, но не от того что устал. Скорее от того, что сложно свежим взглядом видеть задачи. Многие проблемы и околопроблемы которые возникали — уже решались и выглядят знакомо. Ты заведомо знаешь — это работает, а это нет, это хорошая идея, а это плохая. Количество шаблонов накапливается и иногда есть ощущение что ты уже об этом подумал, потратил много времени и вроде бы как даже принял решение. И если сейчас начать анализ заново — мысль пойдет по знакомой дорожке.
Мне кажется, такая проблема периодически возникает у всех фаундеров и руководителей компаний.
Евгений: Честно? Не знаю ответа. Опять таки, потому что не умею задумываться о каких-то абстрактных проблемах.
Всегда можно что-то найти. Вот у меня, например хобби — люблю микроконтроллеры программировать, всяких роботов собирать. К сожалению, времени на это очень мало, все движется очень медленно, поэтому похвастаться особо нечем.
Вообще, из любого своего увлечения всегда можно вырастить бизнес.
Евгений: Значит надо обзавестись большим спектром увлечений).
Евгений: Все что получилось — получилось случайно. я вообще считаю, что случайность — двигатель прогресса. Изначально была идея написать агрегатор новостей, а уже после она сильно видоизменилась. Вообще, одна из моих любимых книг — “ Черный лебедь”, очень многое резонирует с мировоззрением автора.
Евгений: Просто некоторые вещи, как только встык идет — нужно листать дальше и читать там где интересно. Талеб ведь сам говорит — если пробуксовываешь это значит, что нужно просто пролистать.
Евгений: у нас постоянно есть вакансии для специалистов с разными экзотическими языками — шведский, нидерландский.
Системного администратора, например ищем.
Но обычно справляемся своими силами. У нас редко возникают сложные позиции.