Хороший СЕО VS Плохой СЕО. Ошибка ценою в бизнес.  

[Екатерина Осадчук — СEO Indigo Tech Recruiters, экономист, профессиональный психолог, HRD и директор по оргразвитию с более чем 10-летним опытом].

Рост бизнеса из стартапа в более зрелую компанию невозможен без смены ролей менеджмента, а именно перехода от предпринимательского типа ведения бизнеса самим собственником к системному управлению наемным менеджером.

Когда передаешь свое детище в руки другого управленца — без волнений и тревоги не обойтись. Вопрос в том, как не дать этой тревоге перерасти в гиперконтроль и ограничение свободы нового Сhief Еxecutive Оfficer? Ведь избыточный контроль говорит о недоверии, а если вы не доверяете CЕО, то как ему будет доверять команда? Выход есть. Нанять толкового СЕО.

О том как не ошибиться толковый он или наоборот — пишу ниже.  А пока важно понять — зачем же все-таки собственнику нужно рано или поздно отойти от дел?

На этапе активного роста компании, собственник с его верой в продукт, неуемной энергией, харизмой, умением договариваться и заразить энтузиазмом команду (это особенно важно в стартапе — ведь платить много еще нет возможности) является главной движущей силой бизнеса.

Все вышеперечисленное приводит к стабильному кэшфлоу, ликованию команды и, конечно, самого собственника. Он, вдохновленный успехами, начинает проявлять свою предпринимательскую природу, генерируя новые бизнес идеи, хватаясь за интересные возможности, придумывая новые направления развития бизнеса. Энергия брызжет во все стороны и…. распыляется.

Креатива так много, что команда каждый день не знает в какую сторону бежать — сегодня мы начинаем одно, завтра другое и ничего из этого не заканчиваем, потому что появляется что-то третье. Сложно удержать фокус и есть риск  истратить все деньги компании и всю энергию команды на такие “метания”. Команда выгорает, компания близка к краху. Узнаете себя или своих руководителей?

Если же собственник пытается усмирить собственную прекрасную способность генерировать идеи и много времени посвящает построению процессов, то он быстро выгорает и теряет интерес к бизнесу.

Так вот, чтобы не довести до худшего сценария, собственнику стоит применить свои, бесспорно сильные, стороны для формирования новых бизнесов, без привязки к текущему.

И нанять генерального директора с умением систематизировать все процессы в соответствии с  разработанной и согласованной с собственником стратегией. Ведь на этапе активного роста компании еще не сформировалась четкая организационная структура: некоторые функции дублируются, а какие-то, наоборот, не закреплены ни за кем. Плюс далеко не всегда есть четко просчитанная бизнес-модель, финансовый план и корректное ведение анализа денежного потока (Cash Flow, CF), отчета о прибылях и убытках (Profit and Loss, PL), понятная и справедливая система оплаты труда и многое другое. При малейшей проблеме (а их в растущем бизнесе и без налаженных процессов немало) все начинают искать виноватого и бросаются тушить пожары.

Как ужиться вместе системному СЕО и креативному собственнику?

Первая рекомендация собственнику — при всей разности в подходах к ведению бизнеса у СЕО и собственника должны быть общие ценности. Нанимайте человека не просто опытного и профессионального, а смотрящего на жизнь и бизнес через призму схожих с вашими убеждений. Например, если для вас важны открытость в команде и не свойственен авторитарный стиль управления — проверьте насколько это близко кандидату на роль СЕО.

Вторая рекомендация — наймите профессионала. Это позволит вам доверять генеральному директору.

Но чтобы эта рекомендация не звучала как в анекдоте, где сова посоветовала мышам стать ежиками, дабы не быть съеденными котами, а на вопрос “как?” ответила, что она консультант только по стратегическим вопросам, все же делюсь рекомендациями из мировой практики и своего личного опыта.

Опыт мой — это работа с  собственниками, работа с СЕО, найм СЕО и, собственно, прием управления бизнесом в качестве СЕО от собственника в Indigo Tech Recruiters. Успешный прием — за первый год управления наши доходы и прибыль выросли на 70%. Речь идет о миллионных оборотах. На второй год — динамика сохраняется.

Опыта набралось на дюжину рекомендаций — для удобства в картинках.

 

 



Все просто и непросто одновременно. СЕО — уникальная должность. Эффективный генеральный директор смотрит на компанию глазами собственника. Он обладает способностью видеть бизнес в целом, а каждый процесс и подразделение как часть этого бизнеса. И не просто видеть свой бизнес, а понимать как он вплетается в рыночное окружение и работает со стейкхолдерами — клиентами, государством, поставщиками, сотрудниками, СМИ и так далее. Только так он сможет создать эффективную стратегию.

При этом, СЕО должен держать руку на операционном пульсе бизнеса. И, если за утренним кофе он разбирает почту, разруливает текущие задачи и проводит встречи-созвоны с командой по текущим вопросам, то за обедом он думает о стратегии, новых рынках и выполнении финансовых планов, к ужину же встречается с партнерами, клиентами или выступает в каком-нибудь СЕО клубе или на митапе.

Мыслить стратегически, рулить текущими делами, заботиться о команде и не забывать про публичность и нетворкинг — под силу не каждому управленцу. Возможно поэтому не наблюдается избытка толковых топ-менеджеров, а собственники не готовы отдавать свое чадо в руки дилетантов.

Будем рады, если это своеобразный чек-лист поможет собственнику найти стоящего Сhief Еxecutive Оfficer, а тем, кто уже в роли СЕО — понять в чем стоит прокачаться.

И последний совет собственникам — помните о своих прекрасных способностях генерировать нестандартные идеи, видеть новые возможности, идти на риск и вдохновлять команду харизмой и верой в продукт. Периодически дарите это своему бизнесу.

Толковый СЕО будет благодарен — ведь он отличный менеджер, но все же не предприниматель.

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами