Знал бы, где упадёшь…  Почему не взлетают стартапы?

Twitter
Linkedin
Facebook
Telegram

Это загадка. Любой может изучить “некрологи” и сделать всё лучше

HR IT Стратегія Бізнес
Знал бы, где упадёшь…  Почему не взлетают стартапы?

Это загадка. Любой может изучить “некрологи” и сделать всё лучше. Или нет?Самое интересное остаётся за кадром - почему стартапы продолжают прогорать, несмотря на возможность учиться на чужих ошибках?
Может, когда создатели слишком увлечены проектом, то не думают о провале и рисках? А в условиях катастрофы анализировать “почему же оно не взлетает” уже слишком поздно?Или проблема всё-таки в том, что не бывает гарантированно волшебных пилюль, которые помогут преуспеть?
Есть только гипотезы. Если спросить стартаперов “почему ваш проект провалился?” - мало кто укажет вот ту самую причину краха - как минимум, это комбинации факторов.

Почему провалились некоторые перспективные украинские стартапы

  • Preenster - приложение, которое позволяло быстро поделиться фотографией из примерочной в магазине и получить мнение со стороны. Был заморожен из-за конфликта с инвестором и юридических сложностей - инвестор мог полностью ограничить основателей в управлении проектом.
  • Ecoisme разрабатывали систему для экономии электроэнергии в доме. У стартапа закончились деньги. Кроме того, проект требовал отдельной команды специалистов по обработке данных, а ещё бизнес-модель могла быть протестирована только после продаж - что не подходило инвесторам.
  • Motify.me - мотивационный онлайн-сервис, позволял создавать «доски желаний», делиться ими. Проект закрыли из-за разногласий в команде.
  • Стартап Helko, который сначала разрабатывал “умные гантели” затем сменил курс на разработку системы для фитнес-игр. Основатели обнаружили, что фитнес-клубам не надо ни одно, ни другое. Кроме того, закончились деньги, и команда стала жертвой выгорания.
  • Основательница соцсети TheUkrainians называет в качестве основной причины неверный выбор бизнес-модели.
  • Сервис корпоративных подарков Wishround не смог выйти на рынок, аудитория - интернет-магазины - оказались не готовы интегрироваться с новым решением.

В целом, эти причины отражают мировую тенденцию и соответствуют статистике, собранной платформой бизнес-аналитики CB Insights.

1. Продукт не нужен

CB Insights выяснили, что в 42% случаев причиной провала было отсутствие интереса к продукту со стороны рынка. Основатели могут увлечься решением интересной проблемы, реализацией действительно классной и инновационной идеи - но при этом не провести маркетинговое исследование на надлежащем уровне. И когда всё будет готово - продукт никто не купит. Да, чтобы взлететь - стартап должен именно предлагать средство от “боли” - а не просто хорошую идею.


Поверхностное исследование рынка или неудачное позиционирование, рассчитанное на не свою аудиторию - значит, незначительный спрос и отсутствие конверсии. Game over.

2. Закончились деньги, больше не дают

Знал бы, где упадёшь…  Почему не взлетают стартапы?

Это одна из тех причин, которые особенно связаны с другими - например, с неудачной попыткой сменить курс или обращением к неправильной аудитории. Около 30% стартапов признались, что можно было распределить финансы более эффективно. Часто основатели рассчитывали получить дополнительное финансирование. Но не вышло.

3. Неподходящая команда

Важна не просто команда профессионалов с общими ценностями. Нужно позаботиться о разноплановости умений. Часто, например, стартап организовывают “технари”, которые совсем не интересуются бизнес-стороной. Реже, есть основатель с хорошей идеей, которому крайне сложно найти партнёров с пониманием, как её реализовать.

4. Стартап обойдён конкурентами

Особенно в случае, когда собираешься выпустить инновационный продукт и полагаешься на это, - досадно, если кто-то сделает это раньше, дешевле, или качественнее. Конечно, нездорово до паранойи зацикливаться на конкуренции, но исследование рынка обязательно должно включать детальный анализ конкурентов.

Другие причины:

  • Неправильно установленная цена на продукт (как слишком высокая, так и слишком низкая)
  • Отсутствие адекватной бизнес-модели (вот этим грешат технари, которые разработали крутое решение, но не взяли в команду кого-то, кто разбирается в бизнес-процессах )
  • Слабый маркетинг (или его полное отсутствие)
  • Несвоевременный выход на рынок
  • Разногласия с инвесторами или в команде
  • Невосприимчивость к критике, неучтённый фидбек первых пользователей
  • Отсутствие настоящего интереса к сфере или выгорание фаундеров
  • Неудачная смена курса или неспособность вовремя сменить курс
  • Юридические сложности
  • Попытка расширения на новый географический регион без учёта локальных особенностей (кстати, эксперты отмечают, что украинским стартапам часто недостаёт знаний об особенностях зарубежных рынков, из-за чего они проваливаются при попытке масштабирования).

На украинском рынке актуальны ещё такие проблемы:

  • Ограниченный круг профессионалов в отрасли
  • Слабый менеджмент - решение изобрели, а кто будет администрировать?
Знал бы, где упадёшь…  Почему не взлетают стартапы?

Видимо, не зря успешные стартаперы из Украины, которые проходят в стартап-акселераторы и инкубаторы, ценят обучение и консультации экспертов больше, чем материальную помощь. Ну и нестабильная политическая ситуация в стране не способствует “взлёту” стартапа.

Как проверить стартап на жизнеспособность?

На жизнеспособность проверяют саму идею - а ведь есть ещё сюрпризы от окружающей среды, команда, сами основатели (вы разобрались в себе? вдруг захочется всё бросить к чертям?).


Есть такие случаи, когда можно проанализировать рынок еще до разработки: например, Airbnb изначально запостили объявление с предложением крова, и спрос превзошел все ожидания. Из этого вырос продукт. Вот ещё несколько способов проверить, есть ли спрос на продукт:

  • Разместить предложение на краудфандинговой платформе
  • Создать лендинг с формой предзаказа (некоторые коварные консультанты советуют даже разместить там продукт, как будто он уже существует, но обозначить как “проданный”)
  • Поговорить с множеством потенциальных клиентов и узнать, за решение каких проблем они готовы платить
  • Поучаствовать в стартап-состязаниях - вы в любом случае получите обратную связь, а иногда - еще и приглашение в международные инкубаторы и акселераторы; а в самом удачном случае - сразу поднимете инвестиции.
Знал бы, где упадёшь…  Почему не взлетают стартапы?

Благодаря книге Lean Startup стала популярной концепция MVP ( минимально жизнеспособного продукта). Это продукт с минимальным функционалом, который можно продавать “ранним последователям”. Он разрабатывается максимально быстро и относительно дёшево - именно с целью проверить идею стартапа. Собрав фидбек, можно проверить, нужен ли продукт вообще, и быстро доработать его.


Несмотря на то, что многие консультанты и стартаперы считают этот способ оптимальным и чуть ли не единственным, есть и критика концепции MVP. Например, выпуск “сырого” продукта может изначально испортить репутацию компании. А другие предприниматели могут как раз оценить идею - и взять на вооружение, улучшить и выпустить готовую версию раньше самих изобретателей.

Однозначно плохие идеи для проверки жизнеспособности (так не делайте!):

  • Спрашивать знакомых. Даже если они клянутся, что фидбек честный - большинство просто не хотят разочаровывать автора. К тому же, нужно сделать скидку на тенденцию стартаперов влюбляться в свою идею и неосознанно упускать из внимания негативные или равнодушные отзывы.
  • Сразу разрабатывать полноценный продукт, и только потом задумываться об анализе рынка.

Конечно, лучше всего совместить несколько способов проверки. А ещё стоит заранее задуматься о рисках провала и постараться обезопасить себя от них.


Если от этой темы вы загрустили - почитайте нашу статью об успешных молодых украинских стартаперах.

А может, вы с нами не согласны или готовы поделиться собственной историей - провала или взлёта? Пишите!


автор: Валерия Маляренко

Інфо
Автор статті: INDIGO Tech Recruiters
2684 Переглядів
Категорія HR
20.11.2019
Схожі статті
Огляд рівня заробітних плат для C-level на ринку українського IT в 2022 році
Як війна в країні вплинула на рівень доходу та мотивацію топ-менеджерів українського ІТ – про це у нашому новому огляді зарплат...
6 способів зробити свою компанію максимально приємним місцем для роботи
За результатами опитування на ДОУ, IT-фахівці високо цінують професійне зростання. Саме задля нього 54% ​​опитаних обрали сферу ІТ..
Огляд заробітних плат для C-level на українському IT-ринку 2021 року
CEO Катерина Осадчук і команда Indigo Tech Recruiters провели третій щорічний огляд зарплат для C-level в IT. Ділимося результатами й дякуємо Royallex в особі Віталія Луж..
Огляд рівня заробітної плати для C-level на ринку українського IT за результатами 2019 року
СЕО Катерина Осадчук та команда Indigo Tech Recruiters провели другий щорічний огляд заробітних плат для C-level в IT. Ділімося результатами. Помилка найму та втрата ключ..
Чи ласкаво просимо: чек-лист для «правильної» адаптації новачків
Знайти IT-талант – це вже завдання із зірочкою, але рано зітхати з полегшенням. Як допомогти людині пройти тернистий шлях ньюкамера, якнайшвидше влитися в команду і вийти..
«Твоя особистість зливається з твоїм стартапом: якщо все добре – і тебе драйвить, якщо погано – ти теж "падаєш"»: інтерв'ю з Олександром Дятловим, General Manager Ukraine у Very Good Security
Сфера захисту чутливих даних стає все перспективнішою (sensitive data – це, наприклад, біометричні дані, інформація про здоров'я, фінанси та інші особисті відомості). У я..
Від продактів та дизайнерів до back-end, QA та девопсов: як Київстар розвиває у себе команди для створення IT продуктів. Інтерв'ю із СРО Київстар Михайлом Нестором
IT та Product напрямок в Україні розвивається та зростає постійно. А в Київстарі вирішили розвивати його всередині..
Прожити 6 місяців без зарплати: головний аналітик HUG's розповів про грамотне інвестування
Фінансова грамотність — той скілл, якого часто не вистачає навіть досвідченим професіоналам у своїй справі. Ми поговорили про неї з головним аналітиком робоедвайзера HUG'..
Крізь вогонь, воду й фазу штормінгу: 5 стадій розвитку команди
Безліч концепцій описують динаміку розвитку груп. Простою та зручною для використання на практиці ми, команда IT рекрутерів Indigo, вважаємо теорію, запропоновану америк..
Як створити успішний HR-бренд. Досвід General Electric, Netflix, Google
Як компанії виживають в умовах дедалі більшої орієнтації ринку праці на кандидатів? Це особливо актуально щодо технічних фахівців..
«Любов з першого погляду», або як Indigo з випускниками школи «Hillel» спілкувались :)
Між собою ми жартома вирішили що зустріч була схожа нателешоу «Любов з першого погляду» :). Випускники школи мали можливість поспілкуватись з HR’ами і рекрутерами і запит..
Огляд зарплат Product Roles в українських IT-компаніях
СЕО Катерина Осадчук і команда INDIGO Tech Recruiters провели огляд заробітних плат для Product Roles в IT. Нагадаємо: щорічно ми випускаємо огляд заробітних плат C-Level..
Закрити незакриване: що таке Executive Search? Шукаємо найліпших кандидатів на топові вакансії
Що таке Executive Search, кому він допоможе та як дібрати агентство, що допоможе знайти топового спеціаліста, — розбираємося далі...
Як захантити крутого Product Manager до себе в команду?
Згодом кількість завдань, проєктів та команда зростають, а керівник фізично не може розірватися та повноцінно встежити за всім. Не потонути у комунікації між різними відд..