Все мы в какой-то мере потребители.
Но, пожалуй, самый изящный пилотаж в том, чтобы потребляя отдавать взамен миру что-то толковое. Не опускаться до примитивного потреблядства, в общем.
О чем это я?
Просто копипастить, клонировать и присваивать может любой гриб. А ты попробуй, братец, создать стоящую, или хотя бы мало-мальски отличную от оригинала штуку, на основе того, что однажды потребил. Могешь?
Всегда печалюсь, когда встречаю чужой текст/мысль/дизайн без ссылок на автора и значочка “ (с)”. Потому что это жлобство, ребзя, чистой воды.
Можно ли тырить чужие идеи с пользой? И зачем?
Зачем?
Ну потому что.
Тут или своего не хватает. Или (что бывает чаще) чья-то идея отлично работает и нельзя противостоять соблазну сделать также. Вообще, бывалые утверждают, что любую хорошую идею по выращиванию бизнеса надо слямзить. И если разобраться, то способность засунуть свои амбиции в депо и просто взять в работу то, что уже проверено, является ничем иным, как проявлением здравого рассудка. Потому что, как бы жлобски ни звучало, но смысл любого бизнеса — в прибыли, а не в том, чтобы нести риски. И на рынок выходить вторым и уже с проверенной идеей не так страшно, как заявлять о себе впервые со свежаком.
Покупателю, тому так вообще все равно. Его поставь перед выбором — авторское право или цена. И что он по вашему выберет? Печалька, но успех на рынке определяется спросом, а не красотой мысли.
И не смотря на все вышесказанное, шляпу хочется снять именно перед теми, кто творит и рискует. Потому что не слабо и орехи крепки. Потому что за идею, а не за копеечку.
Другое дело творческие проекты. Прямой копипаст попахивает обвиняловом в плагиате. Но в эпоху энторнэта немногие этим заморачиваются. И я совсем не имею в виду ситуацию, когда тыришь картинки к статье. Внимать прекрасному, изучать сайты и дизайнЫ, а также перенимать чужой опыт — бесценно. Главное, быть способным все это адекватно переработать и не податься в тяжкий копипаст.
Самое лучшее, что можно сделать для любой идеи, любого текста, сайта, дизайна и проекта — своего или стыренного — изучить его на предмет улучшения. А это челлендж на минимальную способность к созиданию и творчеству
Кстати, об улучшенных идеях.
Вот Apple, к примеру. (да-да, хотела по началу обойтись без баянов, но не удержалась, слишком к слову). Компания вовсю позиционирует себя как инноватора. На выставке «яблочных» продуктов в 2006 ребяты организовали выступление двойника Элвиса. Этим самым Элвисом они хотели подчеркнуть, что никакая китайская подделка не затмит оригинал. А сами при этом спиз... не постеснялись позаимствовать визуальный интерфейс Мас у исследовательского центра Xerox. (по-хорошему стоит все же упомянуть, что Xerox получили денежную компенсацию за свою идею. То есть, идея была продана Apple, но никак не рождена самой компанией).
Или Disney.
Далеко не первыми вышли на рынок мультипликаторов. Но зато очень удачно позаимствовали у конкурентов технические новшества и наполнили их новым смыслом #покрасоте и сюжету.
Или Вконтактик.
Вот, все ругали в сравнении с прототипом. Но скажите, что вы ни разу не слушали оттуда музычку и вам не понравилось.
Оно само спи***лось или почему мы неосознанно юзаем чужое?
Любой опыт влияет на то, что мы делаем. И когда употребляешь внешние источники вдохновения, то все эти картинки, образы и даже отдельные фразы прочно оседают в подсознании. И при этом стираются все логические ссылки на первоисточники.
Науке известна даже вот такая штука: Криптомнезия— вид парамнезии (нарушение и расстройство памяти, характеризующееся переоценкой влияния собственной личности на исход событий, имевших место в прошлом), когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие. Иными словами, забывается источник той или иной информации. Чужие идеи и чужое творчество, когда-то воспринятые человеком, через некоторое время осознаются как свои.
Ну вот как-то так. Читаешь для собственного развития, а подсознание бац и сфотографировало. А потом еще и коварно выдало за твою собственную мысль.
Честно, я по-прежнему печалюсь, когда попадаю на бодренькие текстовки Indigo в чужом пользовании. По-прежнему хочу ответить словом из трех и больше букв, когда какой-нибудь умник предлагает сотрудничество в “уникальном” проекте, который слизан с очень знакомых трудов.
Еще больше печалюсь, когда выдаю что-то архигениальное, а потом оказывается, что мысль это вовсе и не моя.
Что делаю в таких случаях? Да выдыхаю, собственно. Потому что согласно еще одной теории все, вроде как, придумано до нас и идеи витают в воздухе. Или как там:)
Есть еще парочка моментов:
- Хорошие идеи пи**дят чаще. Возрадуйтесь.
Это да. Воруют — значит что-то придумано хорошо и красиво. Вон хоть у некоторых бесстыдников-дизайнеров спросите. Любой из них скажет, что все что стоит времени и уже есть в готовом виде надо брать. И если сайтик у вас красивый — вполне возможно, что прямо сейчас кто-то его клонирует.
- Сп**дить и классно воплотить лучше, чем придумать и похерить.
Это беда большинства новорожденных идей и талантливых распиздяев. Пока есть кураж — отлично. Но воплотить идею в жизнь можно только с помощью системности и упорства (упоротости?). Когда реализация скисает, тогда вся надежда на умельца, который эту самую идею заметит, стырит и затем даст ей новый шанс. Часто — запустив ее от своего имени.
Когда можно воровать?
- когда точно можешь сделать еще лучше
- когда прекрасная идея похоронена, но ты знаешь как ее воскресить.
- когда ссылаешься на источник (тогда ты уже вроде как берешь в пользование)
К чему я это все.
Ребяты, воровство идей — дело тонкое. Дело совести, если хотите. Воровать чужие идеи для вдохновения или прямого пользования — каждый решает для себя сам. И как знать, может самые толковые из озвученных в этой заметке мыслей тоже ворованные)).
Бразаз энд систаз, #ящетаю, что плоское потребительство нужно бойкотировать. Если уж воруете — делайте это красиво и обязательно ссылайтесь на источники.
Аминь (с).