Попробуйте поиграть в игру, не установив ни одного правила. Если компания не осознает и не транслирует свои ценности — эффект будет таким же. Корпоративные ценности — это ориентиры для организации на все случаи жизни. Они нужны для планирования будущего и оперативного управления, дают четкое понимание того, как работать с клиентами и взаимодействовать между собой. Мы с рекрутинговым агентством Indigo разбирались, какие «ловушки» при разработке ценностей существуют и как их обойти.
Ловушка 1. Ценности на аутсорс
Такую услугу предлагают многие консалтинговые компании. Но очевидно, что поручить разрабатывать корпоративные ценности подрядчику — все равно что попросить соседа создать правила для собственной семьи. Привлекать консультантов полезно: специалисты могут помочь с диагностикой, методологией разработки, вооружить необходимыми знаниями, подсказать, как построить процесс обсуждения в команде. Но выбирать ориентиры важно самостоятельно — исходя из видения настоящего и будущего компании. Не говоря уже о том, что разработка ценностей — это только первый шаг. Путь — это когда команда начинает им следовать.
Ловушка 2. Ценности-копипаст
Можно «подсмотреть»: если вы планируете работать по ценностям, полезно провести ресерч, почитать, какими ценностями руководствуются легендарные игроки в вашей сфере. Некоторые команды так и делают: выбирают несколько десятков вариантов и отталкиваются от них, когда создают собственный набор (исключают ненужное, подчеркивают близкое). Это может быть источником вдохновения, но никому не стать Google№2 — важно искать свой путь и опираться на ценности, которые близки основателям и разделяет команда.
Ловушка 3. «Пластилиновые» ценности
Даже если ценность компании — гибкость, важно следовать принятым ориентирам. Иначе они сработают против. Декларации, которые противоречат действиям, только раздражают сотрудников и клиентов. Прежде всего это касается C-level и их готовности следовать собственным правилам: какой смысл объявлять инновационность ценностью, но игнорировать идеи людей?
Особенно полезными ценности оказываются в ситуациях, когда есть сомнения, как поступить. Например, одна из ценностей Netflix — Integrity («включение»), что подразумевает эффективное сотрудничество с людьми разного происхождения, признание собственных предубеждений и их преодоление, а также такой интересный пункт: необходимость вмешаться, если кто-то из сотрудников оказывается в изоляции.
Ловушка 4. Ценностей должно быть N
Зачастую ценностей 4-6. Это оптимальное количество, чтобы раскрыть свое видение принципов работы, и при этом не запутать сотрудников. Но искусственно додумывать ценности, как источники в список литературы для реферата, нет смысла: ценности должны отражать ваши искренние намерения и убеждения. Как и ограничивать себя. Например, у Facebook 5 ценностей, у Netflix — 10.
Ловушка 5. Ценности можно повесить на стену
Или опубликовать на сайте и отправить сотрудникам линк. Тогда этот красивый и бесполезный список просто покроется пылью. . Чтобы ценности работали, они должны проявляться во всем — от глобальных решений до деталей. Например, если доверие, честные отношения — ценность Zappos, то компания готова демонстрировать это во всем: от экспериментов с холакратией до свободного доступа к алкоголю в кофе-зонах. Если компания утверждает, что ценность для нее — отношение сотрудников к бизнесу, как к собственному — то готова ли она делить с людьми не только ответственность, но и свободу в принятии решений, и награду за результат?
Ловушка 6. Ценности-коаны
Когда звучит красиво, как японские метафорические загадки, но не всегда понятно. Ценности должны быть сформулированы просто и емко, чтобы запоминаться. А еще четко и конкретно, без двойных смыслов. Например, в Facebook принята корпоративная ценность «Быть смелым». И она означает, что «создавать великие вещи — значит рисковать». А ценность «Двигаться быстрее» компания расшифровывает так: «Мы считаем, что лучше двигаться быстро и совершать ошибки, чем двигаться медленно и упускать возможности». Ценности проявляются в конкретном поведении — поэтому каждую из них важно расшифровать: в каких именно действиях это должно проявляться
Ловушка 7. Ценности мешают сотрудникам
Понимание ценностей помогает на всех этапах работы с людьми. Во-первых — чтобы найти людей, которые резонируют с вами на ценностном уровне (это в разы повышает шансы на успешную совместную работу). Во-вторых — это важные подсказки для людей о том, как действовать в нестандартных ситуациях по отношению к клиентам и коллегам (корпоративная вариация принципа «Не знаешь, как поступить — поступи по закону»). Ценности — это фундамент культуры и системы работы с сотрудниками, от найма, развития карьеры и вознаграждения до выходного интервью. Это то, что объединяет всех людей в команде — от топ-менеджера до рядового python программиста.
Ловушка 8. Ценности можно «спустить сверху»
Организация начинается с основателя. Но можно ли просто постановить: с понедельника все работают в соответствии с такими ценностями, как ответственность, честность и стремление к совершенству? Если команда состоит из трех человек в офисе на чьей-то кухне — договориться проще. Но если компания выросла и достигла определенного этапа развития, команду важно привлечь к обсуждению и описанию ценностей. Интереснее играть по правилам, которые сам же установил.
Ловушка 9. Ценности достаточно объявить
И снова нет — ценности нужно обсуждать, визуализировать в офисном пространстве, разбирать кейсы, в которых проявляется определенный принцип, дискутировать. И обязательно применять в разных практиках — например, отображать в вопросах для кандидатов на собеседовании и включать в программу адаптации новичков. Зафиксировали вы свои ценности или нет, они все равно есть, и люди работают, исходя из них. Если это зрелая команда, ей не обязательно декламировать ценности наизусть — они «в крови» и проявляются в поступках людей даже неосознанно. А если это группа людей, которые собрались вместе, и каждый играет по своим правилам? Ценности не должны ограничивать гибкость компании. Но это очень удобно — осознать их, сформулировать и сделать общими маячками.
автор: Катя Маевская