Ксения Куцая, главный ответственный за текстовый беспредел в Indigo, рассказала rabota.ua о том, как не писать постных писем программистам (но советы вполне актуальны для других сфер). Мы расширили материал и добавили разностей из наших переписок.
Сложно что-то добавить по теме рекрутерских писем и не прозвучать плоско. Потому что мы, рекрутеры, все пишем и пишем. А программисты упорно отказывают и запросто добавляют в бан.
Обо всем важном в теме эпистолярного IT-рекрутинга в одной статье не расскажешь. Но если вкратце, правила таковы.
Как написать хорошее письмо?
- Вещать не о себе, а по делу — начинать со стэка технологий, проекта, зарплатной вилки.
- «Плюшки» и «котиков» оставить на десерт.
- Меньше эпитетов, больше конкретики.
- Про «динамически развивающуюся» компанию забыть и не упоминать. Как и про необоснованные суждения типа «гигант рынка» и «интересный проект»: это ни о чем, используйте факты.
- Важно уходить от шаблонов. Правила ради правил — это скучно.
- За сложными конструкциями и вежливыми реверансами не видно человеческого. Длинный густой текст пугает — хочется сразу же закрыть письмо, а наличие вычурных слов не производит впечатления. Пишите так, как вы говорите в жизни.
- Лайфхак на случай, если любите сложные длинные предложения: выдохните и прочтите вслух. Если воздух закончился, а вы все еще читаете — надо сокращать и упрощать.
- Составляя текст письма, подумайте, кому вы пишете? Ознакомьтесь с профайлом кандидата. Что он хотел бы узнать? Не нужно просто делать копипаст «заунывного» описания вакансии.
- Хватит просить посоветовать друга.
Любое письмо должно начинаться с заботы о читателе. Позаботьтесь, чтобы читать вас было полезно и «вкусно».
- Пишите честно и только о том, в чем разбираетесь. Старайтесь как можно больше узнать о технологиях. Если вы гуманитарий — найдите сердобольного технического специалиста, который на пальцах объяснит требования вакансии.
- Пишите кратко, выбрасывайте тяжелые конструкции и истребляйте канцелярщину. Разбивайте текст на абзацы — так даже объемное письмо покажется приятным.
- Пишите просто — так читатель лучше «слышит». И что главное — в первую очередь пишите о том, что интересует не вас, а его (читателя). Все это звучит очевидно. Но почему-то рекрутеры в большинстве своем не хотят делать очевидных вещей.
А вот у разработчиков с эпистолярным жанром все куда интереснее. На примере сотен писем мы отследили тончайшие тенденции. Да что там — нам удалось классифицировать целые племена ярких персонажей. И скорее всего, каждый рекрутер найдет в этой заметке строчку, в которой захочется кивнуть и разулыбаться.
Какие бывают разработчики?
Кремни. Таких, конечно, большинство. Когда пишешь, а в ответ — непробиваемая тишина. Это вполне понятно — рекрутерский спам сильно утомляет. И если не последовало обратной связи, то уж наверняка письмо покоится в мусорном ящике. Или как минимум не впечатлило.
Для таких случаев есть старый добрый трюк — попытаться достать молчуна с третьего фоллоу-апа. Шанс, что сработает — 6 из 10 (мы проверяли). И вообще, фоллоу-апы — это мощный и радикальный инструмент, коим не стоит пренебрегать. Но будьте готовы ко всякому.
Вежливые. Есть такие толерантные ребята, которые всегда отвечают. Даже если не интересно. Даже если это седьмое рекрутерское письмо за день.
Кстати, рекрутеры — вы тоже не плошайте. Всегда давайте обратную связь. Речь даже не о том, что славный джуниор, который сейчас не прошел тестовое задание, через годик вырастет в матерого миддла и может пригодиться. Речь прежде всего о человечности, хороших манерах и законах кармы.
Душевные. Случаются и такие, которые не просто напишут, что не хотят в проект. Они еще и обоснуют, почему именно. И это суперценно. В какой бы форме ни прозвучал отказ, вы наверняка будете понимать, чем и как именно можно схантить такого специалиста, и что разработчики ценят в проектах превыше высоких зарплат. Главное — правильно расслышать и понять, на что делать упор, когда в следующий раз будете составлять предложение о позиции.
А вот что об Indigo думает Djinny:
Искрометные лирики и шутники. Которые рифмуют слог или просто пишут добрые строчки.
Эпистолярные «фетишисты». Есть такие любители изощренной коммуникации, которым лишь бы «подиаложить». Им в принципе безразлична вакансия — у них в жизни все хорошо. А вот поговорить не с кем. Эти товарищи часто прибегают к ядовитым оборотам, чтобы затем вовлечь вас в разговоры об экзистенциальных истинах.
Лютые. Опасные ребята. С первой строчки расскажут кучу гадостей про рекрутера и проект, который он предлагает. Иногда действительно по делу. Но как правило к делу такой поток сознания относится мало, тут в основном незакрытые гештальты, воспитание и фазы луны.
Друзья-рекрутеры, не ведитесь на провокацию. Просто делайте свою работу. Если ответили по сути — извлекайте выводы и духовно растите. Если хотите парировать — пожалуйста, только делайте это с улыбкой. Хамство всегда должно быть вежливым.
Полезные источники знаний
- Саша Карепина, «Искусство делового письма».
- Нора Галь, «Слово живое и мертвое».
- Сервисы для улучшения текстов.
- Сервисы интеллектуальной проверки текстов.
- Словари синонимов.
Можно навыдумывать сто рецептов идеальных писем, классифицировать читателей по психотипам и искать подпольные подходы. Но есть вещи намного более важные — просто быть профессионалом и общаться с человеком, а не с почтовым ящиком.