Пользуясь белым пальто, начну с любимого - расхожих формулировок, за которые мы привыкли прятаться, когда нам неловко/лень/страшно, но ситуация требует и надо выкручиваться:
В общем, ребят, открываешь письмо: “здрасьте, спасибо за проявленный интерес/потраченное время” - все, дальше можно не читать. И так понятно, что последует за таким интро.
Отчего-то нам вдолбили (или нет), что формат делового письма - это набор удобных фразуек, за которыми ничего не стоит. И чтобы соблюсти рамки приличия, достаточно вежливо спрятаться за штампами вроде “хорошего дня”, “ваше мнение очень важно для нас”, “мы обязательно с вами свяжемся”. Во всем этом есть нехороший душок: слишком формально, слишком фальшиво, слишком не по-человечески. И очень плохо для бизнеса, пацаны.
Что делать? Заботиться. И да, просто на всякий случай: забота - это действие.
Отказаться от брехни
Знаю кейсы, когда рекрутерам больно отказывать кандидату. И вместо того, чтобы дать конкретный фидбек после собеседования, ребята прячут ушки в песочек. Например: " к сожалению, в данный момент проект поставлен на холд". Давайте по порядку.
- то, что проект не на холде, все равно выплывет и очень быстро.
-
вы не оставляете никакой объективной обратной связи - человек даже не поймет, что не так и куда ему расти.
-
тем самым рискуете дальнейшими отношениями с кандидатом. И не только вашими личными - но и всей компании. А если человек сильно обидится, быренько угодите на какое-нибудь prekrasnoe.it
Идем дальше.
Если правда заинтересованы в человеке - договоритесь связаться в конкретное время. Если к этому моменту ему неплохо бы прокачать экспертизу - поделитесь ресурсами, расскажите подробно, что отрастить, в каком направлении.
Учим закрывать вакансии оперативнее и качественнее. Спикеры курса: Ирина Шамаева, Стаська Падалка, а также эксперты из Garmmarly, DataArt, Медиа-Группы Украина и, конечно, Indigo Tech Recruiters.
Смотреть программу
И да, чтобы точно знать, что это " вакансии, которые могут быть интересны"- на дорожку можно поинтересоваться, какой у кандидата запрос и предпочтения по проекту. Вместо " свяжемся с вами в ближайшем будущем" (вроде как тут подразумевается искреннее намерение продолжить коммуникацию) куда конкретнее звучит " давайте снова вернемся к диалогу в ноябре. Вот ресурсы, которые могут пригодиться…. ".
Высший пилотаж: сходу выслать инвайт в Гугл календаре (на созвон/просто списаться) или создать отложенное сообщение в Телеграмме - да, так обычно мало кто делает. Но давайте будем в меньшенстве.
Не лепить отказом в лоб, сделать обороты в тексте чуууть нейтральнее
Поверьте, когда человек не прошел собеседование или запорол тестовое - ему и так больно. Любое оценивание со стороны - тот еще гребаный стресс. И если мы можем смягчить и обнять человека на уровне текста - почему бы и да?
Вместо этого:
неточности в расчётах: например. . . .
для того, чтобы повысить конверсию и привлечь пользователей, нашему проекту нужно больше. . . . (перечислить, чего там не хватает по итогам тестового).
Вообще, если захоботиться и объяснить, почему важны те или иные требования, для каких конкретных задач на проекте - это как минимум забота. Как максимум - хороший повод на вырост.
Давать подробную обратную связь
Знаю, сложно. И далеко не всегда реально. Приходится ходить за менеджером, канючить и плакать. Но кто мы такие, чтобы сдаваться?
И да, если на старте оговорить четкие критерии оценки, можно и вовсе упростить всем жизнь.
Примеры непрозрачных критериев:
- кандидат пишет гибкое решение тестового задания, потому что ему не сказали, шо надо было озаботиться алгоритмической правильностью;
- или пишет алгоритмически эффективное решение, а оказывается надо было заморочиться гибкостью;
- или пишет алгоритмически эффективное и архитектурно гибкое решение, а надо было озаботиться расстановкой комментариев и отступов.
- ну и т. д
Критерии желательно оговорить на берегу. Но если присмотреться, то это уже не столько про текст, сколько про экологию процесса и заботу.
Особенно актуально для всяких творческих позиций, потому что оценивать “креативы”(с) на предмет “нравится/не нравится” как-то не солидно.
- Элементы “конь” и “пальто” на видео выглядят нереалистично.
- Пин в конце без нашего лого
- Есть несколько несовпадений с ТЗ, а именно. . . .
Отказывать по софт-скиллам нежно
Когда речь заходит о софт скиллах, начинаются чудеса. Дело в том, что если измерить качество кода как-то можно (хотя и тут свои нюансы), то когда мы пытаемся мерить мотивированность, харизму или усердие, возникает куда больше проблем.
Как минимум, нужен солидный инструментарий или дюжая экспертиза - причем, о том, и о другом важно заботиться и постоянно обновлять. Короче, как быть?
Пам-пам. Снова не обойтись без внятного перечня критериев, по которым вы собираетесь оценивать софт скиллы. Нельзя просто ориентироваться на “работал 5 лет на одном месте — это звоночек!”, а всякое оценочное суждение важно аргументировать. Универсальных критериев не бывает. Но можно сформулировать актуальный набор скиллов для данного конкретного проекта.
На уровне текста: когда мы пишем: " ВЫ недостаточно мотивированы", "ВАШИ ценности не соответствуюn ценностям компании", "ВЫ стремитесь к стабильности"- мы заходим на территорию собеседника со своими проекциями и оценочными суждениями - кстати, часто неверными. Поэтому здесь элегантная формулировка решает настроение вашего письма.
Например: "Мы ищем специалиста, мотивированного сотрудничать именно с нашей компанией. Вы выглядите не достаточно мотивированным, так как с Вашей стороны мы не увидели должной заинтересованности в нашем продукте и философии" (а кандидат, какбэ может думать совсем наоборот)
Шо делать? Избавляться от формулировок, где мы навинчиваем собственные проекции на кандидата без объяснений и фактов.
Как можно:
"В ходе диалога возникло несколько несовпадений во взглядах на продукт и взаимодействие в команде. Если конкретнее: сейчас важно, чтобы. . . . (что важно для проекта? Какие задачи решать в первую очередь? Какой человек нужен, чтобы рулить эти задачи ?), в то время как. . . (где несовпадения?). . . .
"В разговоре с Вами мы поняли, что Вы стремитесь к стабильности. Мы же ищем смелого человека, который не боится экспериментов, готового быстро адаптироваться к переменам. К сожалению, по нашим оценкам, вы недостаточно мотивированы". VS
"По итогам нашего диалога, для вас важно, чтобы. . . . . : …. . . (что из слов кандидата для него про стабильность? Например: размеренный процесс/четко идти по плану/нет овертаймов /не нужно быстро переключаться между задачами и т. д. ) В то время, как процессы на проекте. . . . . (рассказать, почему не совпадаем с кандидатом. Например: нужно быстро адаптироваться, вникать и генерировать решения в достаточно экстремальных условиях. Есть вероятность овертаймов и т. д).
Есть риск, что. . . . (какие могут быть последствия?)".
"Мы считаем, что Вам может понадобиться немного больше времени для адаптации к новой индустрии/должности, нежели мы можем позволить себе на проекте в данный момент" VS
"Скорость процессов на проекте такова, что на обучение и адаптацию нет времени. Важно уже иметь навык…. /опыт…. , чтобы… (какие задачи решать и что делать).
Говорить как человек, а не как бот
Что больше всего удивляет и расстраивает: как правило, HR и рекрутеры держат связь с кандидатами на всех этапах интервью. Это диалоги самого разного формата: живые, письменные, по телефону. Нормальные такие человеческие диалоги.
И вот когда после очередного этапа интервью прилетает формальное убогое: " Здравствуйте, спасибо за потраченное время"- это ж выстрел в сердце, ребят. Если не чувствуете сил выразиться в буквах - звоните. Если переживали за человека и расстроены - скажите об этом. Не прячьтесь за удобными шаблонами.
Не обижать людей
Это значит отвечать всегда. Заботиться. Перезвонить, если обещали перезвонить. Если чувствуете, что зашиваетесь в процессах - договоритесь, чтобы человек сам о себе напомнил.
К слову, напоминалки - очень годная практика. Сразу после собеседования приходим на рабочее место и ставим галочку: такой-то фидбек по такому-то человеку. И дальше ремайндер на +2 дня от сегодня. Плюс пометки в базе. Чтобы ничего не поломалось, важно отмечать, кому отказ отправлен, а кому нет. В конце недели можно отфильтровать списки и проверить никто ли не забыт.
Еще. Приучайте заказчиков/менеджеров давать нормальную обратную связь - да/нет/таймаут на такой-то срок. Просите. Требуйте. За*бывайте - от этого только профит для процесса и репутации компании.
В общем, нормально делай - нормально будет (с). И на этом, пожалуй, заканчиваю умничать.
автор: Злоя Борщ