Когда мы ступаем на незнакомую тропу, огромная удача — найти человека, который по ней уже ходил. И может подсказать, где разбросаны грабли. Это касается и профессионального развития. Мы с рекрутинговым агентством Indigo задумались: кому и когда нужен наставник, как его найти и в чем ценность такого взаимодействия?
Kому нужен наставник?
Прежде всего, конечно, «фрэшикам», которые делают первые карьерные шаги. На этом сложном этапе помощь зрелого профессионала бесценна, поскольку позволяет набить меньше шишек и перенять опыт, который человек собирал по крупицам годами. Многие опытные специалисты признаются: со временем знаний и навыков становится так много, что появляется внутренняя потребность делиться. Так что часто хорошего специалиста даже не придется уговаривать. К тому же, это льстит профессиональному эго, свидетельствует о признании.
Но помощь наставника может понадобиться не только новичкам. Даже если вы опытный специалист, но осваиваете другую профессию, развиваете новый навык, хотите прокачать важную для себя компетенцию или понять, как построить карьеру в пока незнакомой организации — заручитесь поддержкой. Ценность наставника для начинающего специалиста в том, что он может выдать «карту местности» и сориентировать, куда двигаться.
Если говорить об опытном специалисте, то всегда есть шанс увязнуть в ощущении всезнания, когда выше только потолок. И здорово, если находится кто-то со свежим взглядом и подсказывает неочевидные зоны для развития. Нередко этот кто-то младше по возрасту, но обладает какими-то ценными продвинутыми скиллами. Внуки учат дедушек пользоваться мессенджерами, например. А вчерашние выпускники открывают менеджерам глаза на особенности мотивации нового поколения.
Как выбрать наставника?
Во-первых, этот человек должен обладать профессиональными знаниями и навыками, которые вам хотелось бы получить. Но не только в рамках основной специальности — например, если python программист готовит собственный проект, ему может понадобиться прокачка навыков презентации и публичных выступлений. Во-вторых, важно, чтобы с этим человеком было комфортно общаться, совпадать на личностном уровне. Хотя все индивидуально — порой, чтобы иметь шанс учиться у гениального «доктора Хауса» (в любой профессии), ученик готов на многое — в том числе и терпеть скверный характер мастера.
В-третьих, человек должен быть готов делиться знаниями, посвящать этому время и внимание. Насильно мил не будешь.
Где искать наставника?
Отлично, если в компании налажены процессы наставничества — за новичками и сотрудниками, которым предстоят карьерные перемены, закрепляются более опытные коллеги, и подопечному остается просто наматывать знания на ус. Но можно справиться самостоятельно. Например, просто попросить человека, у которого хотите учиться, стать вашим наставником. Часто с такой просьбой обращаются к тренерам, преподавателям курсов, коллегам из других компаний, даже друзьям. Есть и успешные кейсы поиска «вслепую» — когда жаждущий знаний заявляет о своих стремлениях, например, на профессиональном форуме, и просит о помощи. Более того, искать наставника можно даже в собственном воображении. Например, есть такой интересный инструмент как «Стол менторов». Он достаточно сложный в применении, но можно использовать лайт-версию — вспомнить любых трех персонажей, которых считаете профи, лучшими в запрашиваемой теме. Это могут быть герои книг и фильмов, известные люди или ваши близкие. И размышлять — как на вашем месте поступили бы Рэмбо, Ганди или бабуленька, например.
Как наладить взаимодействие?
Чтобы сотрудничество было эффективным, стоит обсудить все аспекты еще «на берегу». Расскажите о своей мотивации, о том, чему именно хотите научиться и почему обращаетесь именно к этому человеку за помощью. Проясните, какими именно знаниями наставник готов поделиться с вами. Обсудите организационные моменты: как часто вам будет комфортно встречаться, как именно вы будете перенимать опыт, как будете закреплять знания и получать обратную связь. Например, сможете ли вы побыть «тенью» наставника, понаблюдать за его работой. Может ли он порекомендовать вам книги, курсы, онлайн-ресурсы, которые можно изучать параллельно, чтобы усилить эффект. Может ли наставник предложить критерии, которые помогут отслеживать прогресс в развитии.
Что предложить взамен?
Многие профессионалы признаются, что, когда обучают других, и сами получают пользу — «пока объяснял, сам все понял».
Готовьтесь ко встречам, проявляйте искренний интерес и проактивность, выполняйте задания. Постарайтесь относиться ответственно к своему труду в качестве подопечного: человек делится своими ресурсами, и наверняка хотел бы видеть, что его усилия не напрасны. Запрашивайте обратную связь, чтобы показать человеку, что вам важно его мнение, и понять, насколько ближе ваша цель. Возможно, вы можете предложить наставнику взамен что-то кроме благодарности — например, помощь с какими-то его задачами.
Работа с наставниками — гибкий процесс. На разных этапах мы можем искать участия разных людей (и профессионально, и личностно). По разным зонам развития можем работать с несколькими наставниками одновременно. Кроме того, важно помнить, что мы не обязаны принимать как аксиому все, что говорит и делает наставник — вместе с опытом, люди передают и свое субъективное мнение. Это издержки наставничества, но в то же время — его ценность. Недаром в зрелищных спортивных драмах наставник помогает главному герою не только получить заветную медаль, но и разрулить личные дилеммы — тесно работая с авторитетным для себя человеком, можно многое понять о себе и научиться вещам, далеким от профессии, но не менее значимым.