Стоит ли компаниям оплачивать, а соискателям просить денег за выполнение тестового задания? И если да, то сколько? О платных тестовых рассуждает Екатерина Осадчук, СЕО IT-рекрутингового агентства INDIGO Tech Recruiters.
Оплата тестовых заданий — вопрос индивидуальной договоренности между соискателем и работодателем. Если речь идет об опытном специалисте, который к тому же не находится в активном поиске — обсуждение платного тестового может быть вполне уместным.
Играет роль и объем тестового задания — если речь идет о задаче, которую можно выполнить за 2-3 часа, соискателю может быть уместно продемонстрировать свою мотивированность получить именно эту позицию и выполнить работу безвозмездно. Если же выполнение тестового займет день, а то и два — можно обсуждать компенсацию. А еще стоит оценить задания в тестовом — возможно, они представляют собой реальные задачи компании? Тогда тем более их уместно оплатить.
Компании могут избежать оплаты за тестовое, если станут использовать его уже на этапе, когда кандидат реально заинтересован именно этой вакансией именно в этой компании. Реальный случай — один из наших клиентов предлагал соискателям тестовое еще до собеседований, как фильтр — и люди предсказуемо отказывались. Когда этапы поменяли местами — сначала интервью, затем задание — вакансию закрыли за неделю. Что касается оплаты, это может быть почасовая ставка специалиста на этой позиции — или столько, сколько обычно платят за эту работу фрилансерам. Для разработчиков обычный рейт — $15-25 в час.
Как реагируют компании, если соискатели просят оплатить выполнение тестового?
Все будет зависеть от ряда факторов: насколько компания заинтересована в этом конкретном кандидате, сколько еще специалистов находится в воронке рекрутера по данной позиции. Даже то, как сформулирована просьба соискателя, может влиять на результат.
Знаю историю, когда соискатель регулярно предлагал рекрутерам оплатить ему тестовые задания и так же часто сталкивался с уговорами все же сделать его бесплатно. Одна из компаний поступила иначе — отказалась от идеи давать ему тестовое и ограничилась техническими собеседованиями. В результате этого же специалиста и наняла — он успешно работает там уже не первый месяц.
Другая компания предложила кандидату тестовое, оплачиваемое согласно его зарплатным ожиданиям. Но оно было рассчитано на 30 рабочих часов, а на выполнение давалась неделя. Соискатель сам отказался от такого объемного тестового с учетом того, что он на тот момент все еще работал в другой компании на фултайм.
Был клиент, у которого процесс отбора на позицию лида включал в себя 8-часовое тестовое задание. Кандидаты либо отказывались его проходить, либо просили оплату. В таких случаях поиск может затягиваться на месяцы, и работодателю нужно быть к этому готовым.
Насколько платные тестовые задания распространены в Украине?
Тестовое задание особенно часто используют при найме джуниор-специалистов, с которыми не поговоришь об их портфолио и прошлом опыте. В этом случае компании не предлагают оплату за тестовое и просить ее при нынешней конкуренции на рынке труда не имеет смысла. Крупные компании с именем позволяют себе предлагать бесплатное тестовое и соискателям с опытом и внушительным резюме. Они хотят быть уверенными, что кандидат мотивирован работать именно с ними, а сформированный бренд работодателя позволяет им иметь довольное большое количество претендентов на каждую открытую вакансию.
Помнится, одна из продуктовых компаний, предлагавшая кандидатам тестовое, получала отказ в каждом втором случае. После этого решили поменять условия: если соискатель успешно делает тестовое, его оплачивают по почасовой ставке, причем никто не проверяет, сколько часов на самом деле потрачено на задание. Это быстро дало результат: из 5 кандидатов после этого все пятеро согласились выполнить тестовое, одного из них в итоге и наняли. Платное тестовое — все еще вопрос индивидуальных договоренностей соискателя с работодателем. Говорить о том, что это стало массовой практикой, неуместно.
А как в других странах относятся к платным тестовым?
Вариант попросить оплату за тестовое встречается и в мировой практике, но пока также не стал массовым. Замечу, что за рубежом и собеседования могут проходить иначе — в Украине редко встретишь многоэтапное интервью в течение 6-8 часов подряд с перерывом на обед, во время которого также оценивают soft skills кандидата. Тем не менее, в США, например, распространена практика неоплачиваемых тестовых для тех же разработчиков — причем их выполнение может занимать и более трех дней. Сейчас все больше работодателей практикуют выдавать тестовое задание “на дом”. Но чем выше уровень специалиста, тем выше и вероятность, что он откажется от такого предложения.
И, опять же, бренд работодателя выходит здесь на первое место. Например, в Например, в Basecamp оплачивают тестовое для дизайнеров, так как оно занимает 10-20 часов работы. Но не оплачивают его же для программистов, мотивируя это тем, что на него уйдет лишь 3-5 часов, а компания экономит время кандидата, не требуя приезжать на собеседование из другого города или проходить вереницу долгих телефонных собеседований с рекрутерами.