Как разговорить программиста: тонкости эпистолярного хантинга

Ксения Куцая, главный ответственный за текстовый беспредел в Indigo, рассказала rabota.ua о том, как не писать постных писем программистам (но советы вполне актуальны для других сфер). Мы расширили материал и добавили разностей из наших переписок. 

Сложно что-то добавить по теме рекрутерских писем и не прозвучать плоско. Потому что мы, рекрутеры, все пишем и пишем. А программисты упорно отказывают и запросто добавляют в бан.

Обо всем важном в теме эпистолярного IT-рекрутинга в одной статье не расскажешь. Но если вкратце, правила таковы.

Как написать хорошее письмо?

  • Вещать не о себе, а по делу – начинать со стэка технологий, проекта, зарплатной вилки.
  • «Плюшки» и «котиков» оставить на десерт.
  • Меньше эпитетов, больше конкретики.
  • Про «динамически развивающуюся» компанию забыть и не упоминать. Как и про необоснованные суждения типа «гигант рынка» и «интересный проект»: это ни о чем, используйте факты.
  • Важно уходить от шаблонов. Правила ради правил – это скучно.
  • За сложными конструкциями и вежливыми реверансами не видно человеческого. Длинный густой текст пугает – хочется сразу же закрыть письмо, а наличие вычурных слов не производит впечатления. Пишите так, как вы говорите в жизни.
  • Лайфхак на случай, если любите сложные длинные предложения: выдохните и прочтите вслух. Если воздух закончился, а вы все еще читаете – надо сокращать и упрощать.
  • Составляя текст письма, подумайте, кому вы пишете? Ознакомьтесь с профайлом кандидата. Что он хотел бы узнать? Не нужно просто делать копипаст «заунывного» описания вакансии.
  • Хватит просить посоветовать друга.

Любое письмо должно начинаться с заботы о читателе. Позаботьтесь, чтобы читать вас было полезно и «вкусно».

  1. Пишите честно и только о том, в чем разбираетесь. Старайтесь как можно больше узнать о технологиях. Если вы гуманитарий – найдите сердобольного технического специалиста, который на пальцах объяснит требования вакансии.
  2. Пишите кратко, выбрасывайте тяжелые конструкции и истребляйте канцелярщину. Разбивайте текст на абзацы – так даже объемное письмо покажется приятным.
  3. Пишите просто – так читатель лучше «слышит». И что главное – в первую очередь пишите о том, что интересует не вас, а его (читателя). Все это звучит очевидно. Но почему-то рекрутеры в большинстве своем не хотят делать очевидных вещей.

А вот у разработчиков с эпистолярным жанром все куда интереснее. На примере сотен писем мы отследили тончайшие тенденции. Да что там – нам удалось классифицировать целые племена ярких персонажей. И скорее всего, каждый рекрутер найдет в этой заметке строчку, в которой захочется кивнуть и разулыбаться.

Какие бывают разработчики?

Кремни. Таких, конечно, большинство. Когда пишешь, а в ответ – непробиваемая тишина. Это вполне понятно – рекрутерский спам сильно утомляет. И если не последовало обратной связи, то уж наверняка письмо покоится в мусорном ящике. Или как минимум не впечатлило.

Для таких случаев есть старый добрый трюк – попытаться достать молчуна с третьего фоллоу-апа. Шанс, что сработает – 6 из 10 (мы проверяли). И вообще, фоллоу-апы – это мощный и радикальный инструмент, коим не стоит пренебрегать. Но будьте готовы ко всякому. Вот примеры писем, получаемых в ответ:

Вежливые. Есть такие толерантные ребята, которые всегда отвечают. Даже если не интересно. Даже если это седьмое рекрутерское письмо за день. Например:

Кстати, рекрутеры – вы тоже не плошайте. Всегда давайте обратную связь. Речь даже не о том, что славный джуниор, который сейчас не прошел тестовое задание, через годик вырастет в матерого миддла и может пригодиться. Речь прежде всего о человечности, хороших манерах и законах кармы.

Душевные. Случаются и такие, которые не просто напишут, что не хотят в проект. Они еще и обоснуют, почему именно. И это суперценно. В какой бы форме ни прозвучал отказ, вы наверняка будете понимать, чем и как именно можно схантить такого специалиста, и что разработчики ценят в проектах превыше высоких зарплат. Главное – правильно расслышать и понять, на что делать упор, когда в следующий раз будете составлять предложение о позиции.

А вот что об Indigo думает Djinny:

Искрометные лирики и шутники. Которые рифмуют слог или просто пишут добрые строчки:

Эпистолярные «фетишисты». Есть такие любители изощренной коммуникации, которым лишь бы «подиаложить». Им в принципе безразлична вакансия – у них в жизни все хорошо. А вот поговорить не с кем. Эти товарищи часто прибегают к ядовитым оборотам, чтобы затем вовлечь вас в разговоры об экзистенциальных истинах. Например:

Лютые. Опасные ребята. С первой строчки расскажут кучу гадостей про рекрутера и проект, который он предлагает. Иногда действительно по делу. Но как правило к делу такой поток сознания относится мало, тут в основном незакрытые гештальты, воспитание и фазы луны.

Друзья-рекрутеры, не ведитесь на провокацию. Просто делайте свою работу. Если ответили по сути – извлекайте выводы и духовно растите. Если хотите парировать – пожалуйста, только делайте это с улыбкой. Хамство всегда должно быть вежливым.

Полезные источники знаний

  1. Саша Карепина, «Искусство делового письма».
  2. Нора Галь, «Слово живое и мертвое».
  3. Сервисы для улучшения текстов.
  4. Сервисы интеллектуальной проверки текстов.
  5. Словари синонимов.

Можно навыдумывать сто рецептов идеальных писем, классифицировать читателей по психотипам и искать подпольные подходы. Но есть вещи намного более важные – просто быть профессионалом и общаться с человеком, а не с почтовым ящиком.

590 просмотров

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами