Нейро-онбординг, или 8 ключей к адаптации новичка

Многим знакома эта боль: когда целую вечность (или неделю, которая длится как вечность) искал человека в команду. И наконец – звезды сошлись, рекрутеры выложились на 100%, и он (она) – юху! – стоит на пороге офиса в полной трудовой готовности. Вы уже грезите, как будете провожать человека на пенсию через много лет счастливого сотрудничества… А он (она) покидает компанию в первые месяцы или даже дни после выхода на работу. Или выскакивает за обедом – и просто растворяется в истории, оставив лишь сладко-горькие воспоминания. 

Почему так происходит и кто в этом виноват – вопрос философский. Мы же с рекрутинговым агентством Indigo, будучи прагматиками, решили сразу перейти к конкретике: как этого избежать?

И снова обратились за помощью к Екатерине Гайдученко, тренеру и соавтору Школы нейрокоучинга, соавтору проекта Connectome 

Екатерина уже помогала нам разобраться, как мозг кандидата принимает оффер. А теперь мы анализируем, что происходит с мозгом человека, когда он оказывается на новой работе. И как поддержать его в этот сложный период, чтобы сохранить в команде талант. 

Бить или бежать, или Чего хотят ньюкамеры 

Новая работа – это всегда стресс, основные «виновники» которого – гормоны кортизол и адреналин, а также нейромедиатор норадреналин. «Если стресс не интенсивный и непродолжительный – т.н. эустресс, который организм может компенсировать собственными ресурсами, он даже полезен, – рассказывает Екатерина. – Если же стресс выходит за рамки адаптационных возможностей человека, интенсивный и длится долго – например, несколько дней и больше, это дистресс, и он наносит организму вред».

Когда человек стрессует, все ресурсы организм бросает на единственную задачу: выжить. «В этот период не до развития, не до налаживания контактов и других тонких материй. Даже не до еды, – объясняет наш эксперт. – Если стресс острый и развивается быстро – это проявляется на уровне физиологии: пропадает аппетит, кровь приливает от внутренних органов к конечностям – потому что тело готовится либо нападать, либо спасаться бегством». Обычное явление при стрессе – ухудшение качества работы когнитивных функций, таких как запоминание, восприятие, мышление. Человек проявляет меньше способностей, чем может, и показывает более низкие результаты. 

Если человек любит новые ощущения и стремится к ним – а это обусловлено определенными нейромедиаторами – то адаптация пройдет проще. Но стресса все равно не избежать, даже если новичок сам искал работу и хотел попасть именно в эту команду. То есть наша с вами задача – обеспечить максимально мягкую посадку в новой компании. 

1. Создайте адекватные ожидания

«Чем больше разрыв между ожиданием и реальностью – тем сильнее стресс. Относительно всего: условий, оплаты, проекта, коллектива», – отмечает Екатерина. То есть если вы обещаете кандидатам одно, а даете другое – высок риск преждевременного ухода. Ожидания почти никогда не оправдываются на 100%, но чем меньше этот гэп – тем лучше для всех. Поэтому даже сложности лучше озвучивать заранее: проблемы от этого не исчезнут, но человек будет готов и примет решение осознанно, а значит, стресс будет не таким интенсивным. Как и желание закрыть за собой дверь со стороны улицы. 

2. Временно понижайте планку

Почему – мы уже написали выше: новая ситуация и сопряженный с ней стресс снижают продуктивность. Человек, скорее всего, не притворяется, а действительно хуже запоминает и соображает. Дайте ему время, поддержите – и он, вероятно, раскроется и все-таки покажет все, что наобещал в резюме. 

3. Познакомьте с окружением

Это для вас ваша команда – родные лица, а для ньюкамера – непредсказуемое племя с незнакомыми традициями. Кто знает – вдруг среди них до сих пор практикуется моральный каннибализм? Так что познакомить с руководителем и коллегами чрезвычайно важно. Команда должна знать, кто и зачем к ним присоединится. Всех нужно представить друг другу, рассказать, кто чем занимается. Конечно, мало что запомнится – поэтому нужно обеспечить напоминалками, телефонами, человеком, которому можно и нужно задавать все, даже самые неудобные и смешные вопросы. 

Также наш эксперт рекомендует: не нужно сразу «окунать» человека с головой во все ваши обычаи. «Например, если в команде принято «стебаться» друг над другом – не стоит с порога поступать так же с новичком. Возможно, через две недели он и сам «затроллит» весь коллектив, но в первый день, учитывая стресс, это может оказаться болезненным». 

4. Проведите по местности 

Опять-таки: чтобы человек меньше переживал, проведите ему экскурсию по своим любимым и знакомым джунглям – расскажите, где в них туалет, кафетерий, укромный уголок, в котором можно поплакать отдохнуть в тишине. 

5. Расскажите о правилах 

Как формальных – какова структура, кто кому подчиняется, кто за что отвечает, так и неформальных – чем живет команда, какие ценности разделяет, к кому лучше не приходить с проблемами при полной луне. 

6. Обеспечьте ресурсами 

В IT-компаниях с этим обычно нет проблем, но все же напомним – к приходу человека его рабочее место, включая необходимые ресурсы и инструменты, должно быть готово. И оно должно быть комфортным. Очень сложно поверить в «люди – наша главная ценность», когда приходится полдня выпрашивать степлер. 

 7. Проясните ожидания 

Чем они яснее и конкретнее – тем лучше. «Человеку важно четко знать свои обязанности, каких результатов от него ожидают, к какому сроку, по каким именно параметрам его будут оценивать в конце испытательного срока», – перечисляет Екатерина Гайдученко. Так что обязательно заранее обсудите, а еще лучше – зафиксируйте все это письменно. 

Наш эксперт акцентирует внимание: особенно важны в этом пункте дедлайны. Если не хотите усугубить ситуацию и вогнать человека в стресс по макушку, ставьте адекватные сроки. «Тикающие часы» в и без того напряженный период инициации далеко не всех заставляют работать быстрее, и уж точно немногих – качественнее.  

8. Выполняйте обещания 

Каждое слово должно подтвердиться действием. Иначе все ваши усилия будут напрасными, даже если новичка встречали с караваем, красной дорожкой и оркестром. 

Екатерина Гайдученко соглашается, что в некоторых компаниях не принято нянчиться с новобранцами. С ними работают по принципу «да выживет сильнейший»: бросают «котят» в воду и смотрят, кто же научится плавать. «Такой подход, где вместо воды – стресс, может быть оправдан при агрессивной культуре и специфике бизнеса. Но обычно это не про IT-сектор», – считает наш эксперт. Здесь обычно играют в долгую, и слишком велик риск «утопить» ценные таланты собственными руками. Так что в нашем бизнесе информацией и доброжелательным отношением онбординг не испортишь. 

А как вы помогаете своим новичкам адаптироваться и раскрыться?

Беседу вела Катя Маевская

771 просмотров

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами

Обратная связь

Оставьте сообщение и мы свяжемся с Вами