Девочки одевают кукл в розовые платья, мальчики играют с синим конструктором и гоночными треками, женщина бережет семейный очаг, мужчина добывает для него “дрова” — эти и другие стереотипы закладываются в нашей голове с детства. Опыт авторитетных взрослых и мировая история, “тыжедевочка” и “тыжемальчик” предлагают двигаться по заданному сценарию, создавая иллюзию “стеклянного потолка”.
Что это за потолок, существует ли он на самом деле и как дела с ограничениями обстоят в IT — разбираемся дальше.
5 модулей, которые прокачают необходимые руководителю скилы в проведении интервью, познакомят с трендами в найме, научат питчить вакансии так, что кандидаты не смогут отказываться от офферов.
Программа курсаЧто такое “стеклянный потолок”?
Термин “стеклянный потолок” ввели в обиход американские феминистки в 80-х года прошлого века. “Стеклянный потолок” — это преграда, которая мешает двигаться вверх по карьерной лестнице.
Еще в 1980 году среди руководителей высшего уровня в компаниях из списка Fortune 100 не было женщин. Со временем ситуация менялась: если в 1995 году женщины — топ-менеджеры в компаниях из списка Fortune составляли всего 9,6% руководителей, то уже в 2013 году их количество выросло почти вдвое, до 16,9%.
По данным консалтинговой фирмы MSCI, в 2019 году количество женщин-руководителей выросло незначительно — на 0,4%. В компании прогнозируют, что в 2028 году этот показатель составит 30%.
По результатам исследования Grant Thornton, легче всего пробить “стеклянный потолок” в Восточной Европе — по их данным, в этом регионе 38% руководящих должностей занимают женщины, и только в 9% бизнесов женщин на топовых позициях нет вообще.
Со временем само понятие “стеклянного потолка” трансформировалось и стало меньше зависеть от гендера. Сейчас с ограничениями в карьере стали сталкиваться и мужчины — это может зависеть как от политики компании, так и от возможностей карьерного роста в этом бизнесе.
Чаще всего барьерами становятся:
- возраст;
- опыт;
- пол;
- сексуальные предпочтения;
- национальность;
- вероисповедание.
Как обстоят дела с этим феноменом в сфере IT?
По данным DOU, количество женщин в айти за десять лет выросло втрое: с 7% до 20%.
IT — один из главных социальных лифтов этого века. Классный специалист будет востребован практически всегда, вне зависимости от возраста, пола, внешности и географического расположения.
Сегодня рынок IT достаточно “перегрет”: спрос на специалистов высокий, а обучающие материалы находятся в широком доступе, и многие компании сами проводят бесплатное обучение и интернатуры для потенциальных сотрудников. Именно поэтому профессионал, вне зависимости от пола, возраста и других нюансов, может быстро развиваться и “пробивать” стеклянный потолок.
Компании хорошо отдают себе отчет, что хороший специалист, столкнувшись со застоем в карьере, скорее всего, начнет “смотреть налево” и искать другое место работы.
Как и в любом обществе, определенная дискриминация и стеклянный потолок в женской карьере даже в IT существуют до сих пор — но с этим активно борются. Так, например, в 2017 году разработчик Google Джеймс Деймор потерял работу после своего десятистраничного «манифеста против равноправия». В открытом письме Деймор продвигал мысль, что проблема стеклянного потолка женщин в сфере раздута. А низкое количество женщин в IT объясняется биологическими особенностями и неспособностью к воспроизведению сложных задач, которых требует сфера.
Еще одна причина, по которой сотрудник может долго ждать повышения — возраст — также малоактуальна для айти. Технологии постоянно обновляются, появляются новые решения и возможности, и умения усваивать новое становится важнее, чем возраст сотрудника. Так, например, средний возраст сотрудников Google и Amazon — 30 лет.
Признаки "стеклянного потолка”
Издание The Economist выделяет два “ярких” сигнала о том, что человек уперся в стеклянный потолок:
- то, что вы раньше делали для продвижения по карьерной лестнице, больше не работает.
- менеджер или лица, принимающие решения о повышении, не могут объяснить застой в карьере и говорят что-то вроде «еще не настало время для новой должности».
Как избежать "стеклянного потолка”
Если думать, что на любой должности и в любой компании упрешься в стеклянный потолок, то рано или поздно так и случится. Для того чтобы руководитель и окружающие заметили готовность специалиста развиваться и подниматься по карьерной лестнице, стоит:
- Определить свои карьерные ценности и уверенно их транслировать. Если специалист сам не уверен, хочет он стать лидом или ему комфортно развиваться линейно, руководство навряд ли станет двигать человека против воли.
- Оценивать себя как специалиста. В некоторых случаях “стеклянный потолок” есть только в голове у человека, а на самом деле барьеров для развития нет. Проанализируйте вакансию, на которую претендуете, напишете список скиллов и талантов профессионала, который туда подходит —- и сравните со своими навыками. Возможно, в каких-то моментах нужно “прокачаться”, а где-то вы уже даже overqualified.
- Откровенно говорите о своем желании расти. Карьерная лестница — это не тот случай, когда скромность украшает. При трудоустройстве обсудите с эйчаром или менеджером свои дальнейшие перспективы в компании, какой карьерный рост предусматривает ваша позиция, как часто бывают пересмотры, повышения и назначения. Результаты вашей работы только подкрепляют желание двигаться вперед.
- Примите решение. Если стеклянный потолок — это реальность на текущей позиции в вашей компании, но амбиции и таланты просятся на волю — стоит ли держаться за эту должность? Поговорите с руководством откровенно о своих карьерных перспективах, и если полученный ответ не устроит, стоит задуматься, оставаться ли “на месте” или искать более перспективные предложения.
- Если вы приняли решение сменить компанию, то стоит начать с составления критериев для вакансии вашей мечты. Оценивая предложения о работе, сравнивайте их со своим wish-листом: насколько ожидания соответствуют реальности? Предусматривает ли новая позиция, даже с большим оффером, возможности роста — или компании нужен стабильный линейный работник без амбиций.
Если же так случилось, что ощущения “стеклянного потолка” в компании связано с какими-либо стереотипами и дискриминацией — “слишком молодой для руководителя”, “женщина не может стоять во главе отдела”, “он слишком мало работает в компании, чтобы получить повышение”, “наши топ-менеджеры — мужчины”, то с такой компанией стоит прощаться. Вместо того чтобы тратить силы на переубеждение взрослых людей, лучше показать свои таланты и эффективность тем, кто в них заинтересован и менее зашорен.
“Стеклянный потолок” давно перестал быть только женской проблемой. Столкнуться с необоснованными препятствиями на пути к успеху и кризисом в карьере может любой человек, независимо от своего вероисповедания, возраста, внешности, пола или сексуальных предпочтений. В таких случаях важно все хорошенько обдумать и понять: насколько вы можете повлиять на ситуацию и стоит ли игра свеч (и нервов).
Любая дискриминация — это ответственность агрессора, но никак не вина того, кто попал “под раздачу”. Если же для “стеклянного потолка” в карьере есть объективные причины, которые вы можете изменить, то это — классный вызов себе и своим профессиональным качествам.
5 модулей, которые прокачают необходимые руководителю скилы в проведении интервью, познакомят с трендами в найме, научат питчить вакансии так, что кандидаты не смогут отказываться от офферов.
Программа курса