Эта заметка будет полезна как собственникам компаний, которые задумываются о целесообразности рекрутинга, так и ребятам, которые непосредственно занимаются наймом.
Ситуация такова, что на украинском рынке роль, функции и ответственность рекрутера не до конца сформированы, а потому не совсем понятны.
Для многих рекрутинг — это возможность заработать. Причем, вход в профессию достаточно легкий — начать можно с вводных курсов в любой из представленных школ. Боль в том, что курсов много, а качества мало. Ребята входят в рекрутинг с убеждением что быть рекрутером — это про усидчивость и фарт.
В итоге получается, что среднестатистический рекрутер упорно “что-то делает”, периодически попадая в цель и получая за это бонусы, но редко задается вопросом “не херню ли?”.
Чем безграмотность рекрутера чревата для бизнеса?
- Прежде всего: если рекрутер представляет клиента (а это всегда так) то он является работником “первой линии” - человеком, которого потенциальный кандидат видит, слышит и читает первым, перед знакомством с компанией. И вот тут полезно вспомнить притчу про прыщавую девочку, которая одним словом может погубить бизнес.
- Страдает процесс найма. Предполагается, что рекрутер должен избавить вас от проблем: вы занимаетесь бизнесом - специалист занимается подбором людей в команду. Если рекрутеру не хватает компетенции - придется курировать и исправлять факапы. Это в лучшем случае. В худшем (и особенно, если нет времени вовлекаться в найм) есть шанс, что в команду возьмут не того человека, и в конечном счете убытки понесет проект. В итоге - потеря времени/финансов/нервов.
В идеале, рекрутер — никакой не HR aka штатный психолог или “передаст” информации. Это амбассадор (если хотите - лицо) вашей компании, вашего бренда и продукта. И от того, кому вы доверите комплектацию команды, напрямую зависит успех проекта. Какие компетенции важны для рекрутера, чтобы приносить пользу для бизнеса?
Роль и идентичность
Хороший рекрутер — не торговый агент компании. Он не “продает вакансию”, вопреки сложившемуся стереотипу = не впаривает позицию, основываясь на минимальных соответствиях в опыте специалистов и требованиях вакансии.
Продажи в рекрутинге — это win-win стратегия c пользой для проекта/кандидата/клиента. Хороший рекрутер является полноценным бизнес партнером. И исходя из этой роли он не просто закрывает позицию — он понимает потребности проекта и ищет соответствия между навыками/интересами специалиста и задачами проекта.
Понимание миссии и цели проекта
Если рекрутер вникает в миссию и цель проекта, ему понятно, какие шаги предпринять, чтобы найти правильного человека в команду.
Понимание целей и задач проекта формирует контекст:
- в каком направлении движется проект?
- на каком он сейчас этапе?
- каковы процессы?
- каков вектор разработки?
- какие технологии используются и почему?
- будет ли команда расти?
- и т. д.
Ответ на эти вопросы дает понимание об уровне софт и хард скиллов, которыми должен обладать специалист, чтобы решить боли проекта и усилить команду.
Кроме того, цель и миссия напрямую относятся к мотивации рекрутера. Понимание миссии и целей проекта ⇒ выше мотивация ⇒ выше профессиональный интерес и вовлеченность ⇒ лучшее качество рекрутинга и конечный результат. Мотивация заработать не считается — это не уровень.
Коммуникации с клиентом и кандидатом
Хорошие коммуникационные навыки - это про умение вести переговоры и решать конфликты без истерик, строить грамотный диалог с кандидатами: точно и лаконично предоставлять информацию о проекте, давать максимум конкретики в ответах на вопросы (в том числе по технической части и процессам в команде), поддерживать win-win формат, работать с возражениями.
Отдельно про умение предутилизировать — по сути, предвосхищать возражения оппонента и направлять коммуникацию в нужное русло. Предутилизация пригодится, чтобы спрогнозировать возможные конфликты (в том числе, на уровне интересов) заранее. Поскольку самый лучший способ решить разногласие — не угодить в него.
Еще. О навыках деловой переписки, поскольку часто это единственный способ произвести первое впечатление о компании и проекте при первом общении с кандидатом. Если рекрутер умеет грамотно структурировать мысли, выделять главное и не сыпать булшитом вроде штампов и канцелярита, то такие письма:
- получают большую конверсию ответов
- повышают репутацию компании на рынке среди соискателей
- помогают строить долгосрочную коммуникацию с кандидатами
- ну и, как минимум, имя вашей компании не угодит на ebanoe.it
Техническая грамотность
Этот пункт не столько о глубоком знании технологий (что само собой), сколько о техническом стеке уважающего себя рекрутера. Хороший тех. стек — это инструмент реализации работы рекрутера. А минимальный набор поисковых ресурсов — это мастхев для элементарной производительности. Сюда обыкновенно входят поисковые платформы, CRM, Boolean search.
Если все время работь исключительно с одним инструментом, неизбежно проморгаешь новые технологии, а соотвественно — проиграешь в скорости и качестве. К слову, хороший инструментарий стоит денег: публикации на работных сайтах, платная работа с LinkedIn, дополнительные инструменты вроде ATS и поисковых сервисов, доступы к базам работных сайтов - и это при том, что чаще всего в работе куда больше чем 1 вакансия.
Поэтому хороший рекрутинг — это еще и про возможность/желание инвестировать в техническую сторону вопроса. Увеличивает скорость, экономит время.
Экспертиза
Умение работать с информацией. Начинается со знания элементарных инструментов обработки информации. Почему важно? Чтобы не искажать, не интерпретировать по-своему (чит. не навешивать проекции). Искажение, обобщение и упущение фактов— это то, что как правило, происходит с информацией из-за встроенных природой алгоритмов работы мозга и другим причинческим технинам).
Хороший навык в работе с информацией позволяет грамотно структурировать вводные, анализировать и корректно их излагать. Например, это здорово пригодится при снятии вакансии, работе с кандидатом или менеджером проекта, а также предоставлении обратной связи после собеседования.
Понимание бизнес-процессов. Если рекрутер понимает организационную структуру в компании, взаимодействие между департаментами, роли в команде, задачи проекта и должности — он может адекватно оценить опыт и экспертизу кандидата и его соответствие позиции в контексте компании и ее целей.
Понимание рынка. Если рекрутер в курсе актуальных тенденций — знает историю рынка, понимает его текущее состояние, он может спрогнозировать дальнейшее развитие событий:
- количество специалистов
- актуальность технологий
- стоимость специалистов на рынке
- конкуренцию
- тренды
Софт арсенал
Высокий уровень самоорганизации — чтобы соблюдать дедлайны, совладать с большими объемами информации и соответствовать темпам проекта.
Мультизадачность — она и в Африке мультизадачность.
Структурность и процедурность — снова отсылка к мультизадачности и самоорганизации. Это способ синхронизироваться, подстроить собственную работу согласно целям и задачам проекта — в общем, антихаос.
Баланс внутренней и внешней референции — Внутренняя референция — это об ориентации на собственное видение, мнение, и позицию. Внешняя — на мнение окружающих, объективные результаты, принятые нормы, общественное мнение. Соответственно, важно, чтобы рекрутер в равной степени ориентировался как на собственную экспертизу, так и на мнение команды и потребности бизнеса.
Эмпатия — встроенная опция, которую не купишь за деньги, но которую, впрочем, можно усердно развивать. Это о способности эмоционально откликаться на состояние других людей. Без эмпатии невозможны доверительные отношения. Любой бизнес невозможен без доверия.
Этика. — Кажется ванилькой, но на самом деле, этика — это набор конкретных правил, которые определяют уровень и качество общения. В том числе — делового. Это важно для отношений в команде, переговоров, а также качества любых других процессов.
И если все вышеизложенное кажется красивой лирикой — просто снова вспомните про прыщавую девочку).
авторы: Евгений Гайдученко feat Ксения Куцая