А у соседа трава зеленее. Как отбить желание сотрудников “ходить налево”?
В идеальной вселенной все люди работают на любимых работах, где никогда не случаются овертаймы, а коллеги и клиенты – лучшие люди на свете. В нашем неидеальном мире сложно и практически невозможно встретить человека, который на 100% будет доволен своей текущей должностью и условиями работы. Даже если это фаундер – особенно, если это фаундер.
Что говорит статистика?
Сегодня материальная составляющая работы – это норма, которая помогает бизнесу получать крутых сотрудников, обыденность, но вовсе не плюшка. Зачастую именно нематериальные способы мотивации персонала становятся решающим фактором, благодаря которому кандидат принимает офер или остается верным своей компании.
Почему же в одних компаниях сотрудники работают “быстрее выше сильнее”, а в других местах не стоит даже пытаться запомнить имена очередных коллег? Всегда ли деньги решают и причем тут нестандартные методы стимулирования персонала – разбираемся дальше.
Indigo Tech Recruiters School – новый стандарт знаний в IT-рекрутинге. Спикеры курса: Ирина Шамаева, Стаська Падалка, а также эксперты из Garmmarly, DataArt, Медиа-Группы Украина и, конечно, Indigo Tech Recruiters.
Смотреть программуПо данным американского сервиса Gallup, 49% сотрудников эмоционально не привязаны к работе. Им все равно, в какой компании “отбывать” повинность с 9 до 18, и с кем пить кофе по утрам. Такие люди прилагают минимум усилий, чтобы просто получать свою зарплату, и легко покинут компанию ради лучшего предложения. Какие же методы мотивации персонала в современных организациях помогут исправить ситуацию?
1. Вовлекайте сотрудников в дела компании
Наверняка вы подбираете команду гармонично, уделяя внимание не только hard skills, но и психологическим качествам будущего сотрудника: насколько ваше мировоззрение совпадает, какие у человека есть драйверы и что его мотивирует, насколько его ценности созвучны целям компании. Такой подход позволяет получить не просто крутую профессиональную команду, но и сообщество единомышленников.
В построении коммьюнити внутри сотрудников бизнеса немалую роль играет стратегия и миссия компании. Речь идет не только о бизнес-целях, но и о нематериальных ценностях, исходя из которых подбирается команда и организовывается вся работа компании. Например, миссия Google звучит так “Упорядочить всю информацию в мире и сделать ее доступной каждому”.
У вашего бизнеса есть миссия? А знает ли о ней сотрудники или это красивый, но бессмысленный слоган на сайте? По данным Officevibe, только 40% сотрудников знают о стратегии и целях своей организации. Вдумайтесь: только в США невовлеченные сотрудники ежегодно обходятся компаниям более, чем в $605 млрд в год!
2. Помогайте развиваться
Плох тот солдат, который не хочет стать генералом – эта пословица все так же справедлива и в реалиях 21 века. Если ваша цель – собрать вместе сильных А-players, с классными навыками и хорошими soft-skills, стоит быть готовыми, что такие специалисты хотят расти.
По данным Officevibe, только 12% людей уходят из компании из-за того, что считают свою зарплату недостаточной или получают более выгодное предложение. Зачастую причиной расставания с командой становится “потолок” в текущем месте работы или даже более того – работодатель, который искусственно “тормозит” развитие своих сотрудников.
Что показательно, по тем же данным Officevibe, аж 89% работодателей уверены в том, что сотрудники увольняются из-за денег.
3. Не обесценивайте
Каждый, кто хоть раз нанимал команду, не по наслышке знаком с кадровым голодом. Иногда для того, чтобы найти профессионала, нужно потратить время на собеседования нескольких десятков неподходящих кандидатов.
После такого отобранных сотрудников хочется удержать в команде, и иногда для этого в ход идут далеко не самые приятные методы – например, обесценивания. “Да у нас за забором очередь”, “таких, как ты, мы еще с десяток наберем” – эти и другие “приятные” и “мотивирующие” фразы, особенно в ковидную эпоху, могут использовать несознательные работодатели, чтобы удержать человека или продавить невыгодное для сотрудника решение.
Сотрудник, который осознает свою ценность и уважает человеческое достоинство, в таких условиях работать не будет. Однако поведение руководства или коллег может тянуться как шлей и на новые места работы. По данным института Gallup, 13% сотрудников, которые подвергались такому обращению, даже на новом месте тоже подсознательно ждут подвоха от команды и остаются менее включенными уже в дела новой компании.
4. Признавайте достижения
Менее 80% руководителей хвалят своих сотрудников хотя бы раз в месяц. При этом только 22% подчиненных признаются, что их вообще хвалят. Исследование HR-платформы Humanity доказывает: не всегда то, что мы говорим, собеседник понимает именно так, как хотелось бы. Или руководители приукрасили свои ответы :)
Объективное признание успехов и достоинств – очень мощный драйвер для любого человека. А еще успех похвалы заложен биологически. Дело в том, что любая работа, даже самая любимая, все равно связана с выбросами гормона стресса – кортизола. Причин может быть много: горящие дедлайны, утренние подъемы или пробки по дороге в офис, шумные соседи или собственные домочадцы, если человек работает из домашнего офиса.
Важно другое: ученые доказали, что искренняя и объективная похвала стимулирует выработку дофамина, гормона радости, которые “перекрывает” урон от кортизола.
5. Давайте обратную связь
Качественная и своевременная обратная связь не только наладит отношения руководства и команды, но и поможет бизнесу сэкономить деньги – не только потери от ошибок сотрудников, но и затраты на найм и обучение новых сотрудников.
По данным уже известного нам института Gallup, наличие обратной связи сильно влияет на степень включенности человека в дела компании. Сравните сами: фидбек о своей работе хотя бы раз в неделю регулярно получают 43% вовлеченных сотрудников. И только 18% сотрудников с низкой заинтересованностью в делах бизнеса могут похвастаться тем же.
Бонус: нестандартные способы мотивации со всего мира
Как мы уже выяснили, компании могут заинтересовать потенциальных сотрудников и удерживать в команде “старичков” не только материальными методами мотивации персонала. Собрали для вас топ необычных мотиваций со всего мира. Не все они могут быть применимы в Украине, но кто знает? :)
- Почти семейные связи. В Японии не принято часто менять работу – многие сотрудники всю жизнь трудятся на одну и ту же компанию, нередко их дети и члены семью идут по тем же стопам. Поэтому во многих японских крупных корпорациях компания является как бы «отцом», а сотрудник – «сыном», который может получить беспроцентную ссуду на покупку жилья, оплату учебы самого сотрудника и его детей, празднования юбилея или свадьбы.
- Отгул для разбитых сердец. Молодые японцы очень много работают и мало отдыхают. При популярном в стране графике “996”, когда сотрудники работают с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю, завести отношения и удержать их – очень трудно. Потому в некоторых компаниях практикуется “отгул” после расставания – от 1 до 3 дней, в зависимости от возраста сотрудника.
- Отгул во имя скидок. Некоторые японские компании практикуют сокращенные рабочие дни или и вовсе дополнительные выходные во время сезонных распродаж. Благодаря такому оригинальному способу мотивации сотрудники могут успеть решить личные вопросы, закупиться всем необходимым и чувствовать, что компания понимает их потребности и заботиться о них.
- Нестандартные названия должностей. Каждому хочется работать на престижной и важной должности – даже если ее престиж ограничивается красивым названием. Первым такой способ мотивации применил Уолт Дисней, когда переименовал сотрудников снабжения и обустройства одного из парков в текстильную службу”, поставив департамент наравне с маркетинговыми и финансовыми службами. Позднее этой хитростью воспользовался и Стив Джобс, переименовав офисного консультанта в “гения” – разве можно уйти с работы, где тебя считают гением?
- Персонализация и публичное признание заслуг. Небольшие, но приятные плюшки за успехи в работе – это крутой способ показать, что компания ценит сотрудника и его усилия. Способ работает и в другую сторону: в одной крупной компании сотовой связи существовала традиция “мигрирующей черепашки”. Сотрудник, который хуже всех проявил себя за месяц, получал обязанность заботиться об офисной черепашке и ухаживать за ней.
- День открытых дверей. В Google есть традиция “дня открытых дверей” для родителей – это один день в году, когда родители могут приехать и посмотреть изнутри, как работают их дети. А в некоторых компаниях – например, AirBnb – практикуется такой нетрадиционный метод мотивации, как работа в офисе с домашними любимцами.
- Спортивные команды. Во многих компаниях бизнес не только выплачивает привычные бенефиты на фитнес-клуб, но и поощряет совместные занятия спортом. Внутренняя команда по футболу, баскетболу, яхтингу… Кто уйдет из компании на другое место, когда на носу чемпионат?
-
Тихий час. В Японии существует даже специальный термин для сна на рабочем месте – инэмури, а в Китае перерыв на сон является конституционным правом. По данным The Guardians, в США 33% сотрудников пользуются возможностью вздремнуть на работе и отмечают, что их производительность после такого отдыха повышается. За короткий сон на работе также “топит” Nasa – по данным их исследования, перерыв “на подремать” на 100% повысил внимательность и когнитивные способности пилотов.
Indigo Tech Recruiters School – новый стандарт знаний в IT-рекрутинге. Спикеры курса: Ирина Шамаева, Стаська Падалка, а также эксперты из Garmmarly, DataArt, Медиа-Группы Украина и, конечно, Indigo Tech Recruiters.
Смотреть программу