Сейчас кое-что скажу вслух. Хотя вы об этом, скорее всего, догадывались. Бизнесу не нужны копирайтеры.
Чуваки, мы живем в такое славное время, когда ценится не столько форма мысли, сколько ее качество и красота. И как правило, любой кто, способен на красивую уникальную мысль, может самостоятельно ее донести. Пусть даже в элементарной форме - на пальцах и в рисунках карандашиком. Копирайтинг куксится в том привычном смысле, в котором существует с нулевых - пресные и не уникальные тексты больше никому не нужны. (ладно, кому я вру - пока есть спрос на штампованное де*мо, будет и предложение).
Но, в общем, лучше по порядку. Когда может показаться, что нужен копирайтер:
- Когда нужно написать тексты для страницы компании. Но если подумать, то любая страница, которая хоть как-то связана с именем бренда - всегда о компании. Цель любого сайта - описать суть предложения, показать компетентность и доказать качество. Разве кто-то может сделать это лучше вас? Тут, конечно, дело за поиском исполнителя, который все это оформит в буковки, но кажется это не сильно про копирайтинг.
- “Некоммерческий информационный контент”. Блог - это очень модно, да. Но блог нужен не всегда. Например, если продукт или услуга суперпросты, то блог будет не больше чем инструментом для самолюбования. И да, можете посмотреть статистику конкурентов: сколько их читает народу и каким образом это влияет на развитие бренда. Если, все же, решитесь вести блог, то пусть за контент отвечает не копирайтер, а человек, который офигенно ориентируется в вашей сфере и знает все правила.
- Рутинные задачки с контентом - опубликовать, перенести информацию. Но для этих дел тоже не нужен копирайтер. Особенно, если работаете в маленькой команде, где каждый человек сам себе оркестр, это функцию может рулить сам менеджер. В компаниях побольше, конечно, есть отдельные специалисты.
- SEO-простыни - боль моя. Каждый раз ерзаю, когда вижу говнозаметки, где полно воды, зато вшиты нужные ключевики. Кстати, сами поисковики начали фильтровать всякий шлак (аве, Баден-баден, например).
И пока одни прогнозируют, что влияние контента в ранжировании по коммерческим запросам снижается, все-таки справедливо заметить, что мы в Indigo получаем достаточно уверенный поток клиентов благодаря эксперименту с ключевиками. Тут все работает по принципу качества. Хороший поисковый материал = хороший поисковый трафик. Хороший поисковый трафик = условно бесплатные посетители и продажи с минимальными затратами на активную рекламу. И да, достаточно разместить унылую статью, чтобы интерес к странице начал падать. Поэтому лучше меньше, но качественнее - неторопливая контент-стратегия, в основе которой полезный материал - самое то. Кстати, ключевики можно без проблем вшить в любой стоящий материал от лица менеджера/CEО/специалистов команды.
Не доверяйте копирайтеру задачи на уровне разработки бренда - лучше пусть это сделает человек, который понимает процессы компании изнутри. Проще взять в команду обычного маркетолога (или не маркетолога вовсе) с небольшим опытом и хроменькой пунктуацией, чем “копирайтера” в самом благородном понимании этого слова. Тем более, мы ж в айти, ребята. На кой вам копирайтер, если выступления на конференциях, лонгриды в фб, страницы рулевых - это то, что помогает крепчать бренду компании. Это контент, который, как правило, создают ребята, не имеющие отношения к привычному “копирайтингу”, зато умеющие славно мыслить. И возможно, именно потому это так живо и классно работает - главное, чтобы было что сказать.
Можете попытаться возразить: мол, а как же грамотность и орфография? Но, чуваки, эпоха граммар наци уходит - сколько бы ни ругались комментаторы и редакторы. Потому что современная манера выражения настолько извилистая и дерзкая, что каждый извращается, как ему заблагорассудится. Польза и красота озвученной мысли - вот что в почете. А пособия по продающим текстам и штампы во благо хороших манер можно засунуть в кармашек, да поглубже.
Потому что читатель/клиент не придурок. Никто не опишет вакансию, скажем, php developer, лучше, чем человек, который сам работает в проекте - пусть с матом, сленгом и лишними запятыми.
Чем получить задачу писателю-рекрутеру, лучше записать короткое видео с менеджером проекта. Чем пичкать блог посредственными SEO-заметками 2 раза в неделю, лучше дважды в месяц поставить в эфир материал с советами и опытом рулевых компании.
Когда не обойтись без подмоги?
Поводов прибегнуть к помощи не так уж много, на самом деле. Например, вы не обойдетесь без контент-специалиста, если нужно продумать контент-политику в социальных сетях или написать качественный пресс-релиз.
Или если вас не хватает на все процессы - письма, анонсы, рассылки, посты для соц. сетей, заметки и статьи. В любом случае, вам не нужен “писатель руками”, который просто делает копипасту на основе других тематических заметок в энторнете. Если в команде есть человек с хорошим слогом и понимаем сферы - бинго! Хватайте и растите из него писателя для команды.
Если нет - не спешите бежать на биржу копирайтеров. Вам просто нужен человек, который понимает сферу (а если нет - быстренько схватит на лету), ярко мыслит и пишет живим слогом - как правило, этого вполне достаточно для старта. Остальное приложится.