Грызла тут как-то над клавиатурой арбузную корку и подумала, что писать о текстах в рекрутинге больше не стоит - дохлая тема. Вроде как живем в эпоху Главреда, когда все изжевано - какой смысл переливать из пустоты в пустоту? Но тут, как и полагается, снизу постучали. В Линкедин.
Не скрою - вдохновилась. И если часом у вас мелькнула мысль, на кой снова поднимать тему о текстах - я сейчас покажу, что у меня лежит в столе (разумеется, все персонажи вымышлены, все совпадения случайны):
Нет желания расплескать желчь, чтобы потешить ЧСВ. Есть желание, чтобы рекрутеры почаще выключали автопилот и не лажали профессию. Штампы рождаются от того, что немножечко по*уй - ведь куда удобнее взять расхожий шаблончик и состругать из него письмишко, чем захоботиться на толковый и человечный текст. И да, ребят, каждый раз, когда мы врубаем безразличие, не важно где - в сексе, художественной вышивке, кодинге, в тексте - тут же случается лажа. Покажу вам кое-что из любимого: стучалочки в линкедин.
Собрала в одну картинку, чтобы нагляднее. И печаль даже не в том, что все запросы будто из одного ларца. Печалит, что и без того ограниченное количество символов в текстовом поле используется впустую.
Пара моментов по этому поводу на подумать:
- то, что вы прекрасная Ингеборга из компании Ракета Софт читатель видит по имени отправителя или узнает из подписи. Нет смысла тратить на это целую строчку - вместо длинного интро лучше упомянуть технологии/формат работы/фишки проекта.
- (касается не только стучалок, но и писем). Выгляньте в окно - век дигитализации на дворе. Чаще всего почту мы проверяем уже не с компа, а с телефона. Так вот, в телефонном формате почтовый сервис подтягивает первую строку сообщения. Это значит, что встречают вас по этой самой первой строчке.
Внимание вопрос: какое письмо технический специалист откроет, а какое отправит в топку?
Да, понимаю - начинать письмо не со “здравствуйте, меня зовут… я рекрутер в. . . компании” - разрыв шаблона, ведь нас учили здороваться и быть вежливыми.
Но по моему ощущению - вежливость, это когда ты позаботился: сэкономил чье-то время, выбросил из текста штампованное говно и принес благую весть. И если говорить о “гипнотической формуле трепетных текстов”, то она одна:
В первую очередь говорим о том, что может быть полезным для читателя. После - о себе
В конце концов, представиться можно и после первого абзаца. Забавы ради: попробуйте вылезти из шаблона и поэкспериментировать - а после напишите, как у вас с конверсией.
Учим закрывать вакансии оперативнее и качественнее. Спикеры курса: Ирина Шамаева, Стаська Падалка, а также эксперты из Garmmarly, DataArt, Медиа-Группы Украина и, конечно, Indigo Tech Recruiters.
Смотреть программуЕще немного повторяющихся штампов:
“обратила внимание на ваш опыт и решила предложить вакансию” - стандартный удобный оборот, который юзают даже те, кто не вникает в профайлы.
Либо напишите, какой конкретно опыт (технологии, должность, проект) вы имеете в виду, либо не ссылайтесь. Как же тогда писать? Конкретно и честно.
Например: “вижу, что сейчас вовлечены в такой-то проект… интересен ваш опыт с (какие конкретно технологии/работа с какими проектами). . . ,
поскольку как раз используем на проекте (технологии)… и ищем человека, который сможет решить следующие задачи: (что конкретно делать и какие задачи решать в первую очередь). . . ” - так человек понимает, что вы запарились, вчитались в его биографию и сейчас будете вещать по делу, а не для красоты.
Еще. Из неувядаемого: реверансы
Ребята, если любите быть снизу - не тащите проекции в рекрутинг. По сути, хорошо сформулированное предложение о позиции - это бизнес-предложение. В диалоге есть два специалиста: один предлагает возможность профессиональных перемен, другой - либо принимает эту самую возможность, либо нет. Вести диалог не на равных сильно не круто.
А “попытать счастья” и “привлечь внимание” лучше в другом месте.
Еще. Легкие наезды и претензии
Посыл понятен: вы написали, человек не ответил и вы все еще надеетесь на обратную связь. Но у букв нет интонации, оттого формулировка читается, как претензия. Если не уверены, как вас слышит собеседник - подстрахуйтесь ненавязчивым вопросом.
Например: “несколько дней тому писала …… Вдруг не увидели? Пробую еще раз”. Смысл тот же, а читать приятнее. Еще:
Стоит быть поаккуратнее с оборотами вроде “ваш опыт несомненно поможет развиваться”, “ваша кандидатура подходит под требования вакансии” и “вы тот, кого мы ищем”.
Как минимум, потому что человеку, который читает письмо, ваше предложение может быть неинтересно. И тогда разговоры о том, что ЕГО опыт “как раз то, что нужно ВАШЕЙ команде” - не более, чем ваши личные субъективные проекции, которые вы вываливаете на читателя.
Вместо этого - просто дайте убедительных фактов о проекте и объясните почему написали именно ему.
Например:
"Нашей команде сейчас очень нужен человек с экспертизой…. , чтобы (что делать? Какие задачи решать на проекте?)… Очевидно, что прямо сейчас вы вовлечены в проект (тут прям можно сразу текущий проект, который вы подсмотрели в Линке)… Но вдруг не против познакомиться на перспективу… ? Готовы мотивировать, создавать необходимые условия и даже ждать (последнее опционально, конечно же).
Еще про наезды в тексте:
То, что читатель ничего не теряет, просто ответив на ваше письмо - это да. Но он не обязан отвечать и тратить свое время на то, что ему малоинтересно. Не манипулируйте позицией просящего.
Хотите, чтобы вам ответили? Вместо “не теряю надежды на обратную связь” и прочего, попробуйте узнать, что человеку интересно. Какой проект ему нужен? В каком направлении хочет развиваться? Может сейчас он ничего не ищет, но готов знакомиться на потом. Так и спросите.
Как минимум: в следующий раз сможете сделать толковое предложение. Как максимум: подружитесь.
Еще. Негативный контекст
Бывают ситуации с негативным контекстом - например, когда нужно отказать кандидату по итогам собеседования. Или когда случился нехороший отзыв о компании/интервью.
И вот тут есть большой соблазн спрятаться за стандартные конструкции.
Все это расхожие фразы с душком, которые мы используем, когда нечего сказать или когда нужно сказать неприятное, но нам лень/мы боимся/ не знаем как выкручиваться. Волшебных пилюль не будет - нужно просто делать нормально и по-человечески.
Я знаю ситуации, в которых рекрутеры вели теплейшее общение с кандидатами на всех этапах интервью. И когда на финальном собеседовании все заканчивалось, а затем вдогонку прилетало формальное письмо в стиле “спасибо за ваше время” - поверьте, это больно. Напишите как есть. Если у вас хорошие отношения - скажите, что переживали. Дайте самую подробную обратную связь, которую только сможете раздобыть у менеджера (да, знаю. Иногда добиться внятного фидбека от менеджмента нереально, но кто мы такие, чтобы сдаваться?). Поделитесь инструментами для развития, если есть возможность.
Вместо “свяжемся с вами в ближайшем будущем” (вроде как эта дежурная фраза подразумевает искреннее намерение продолжить коммуникацию) куда конкретнее и теплее звучит “давайте снова вернемся к диалогу через 10 месяцев”. Но кажись, это длинная история для отдельной заметки. Чуть выдохну и поговорим немножко о том, как не обижать людей, когда пишешь отказ по итогам собеседования.
* ЗЫ. Важно: текст - крайне субъективная штука. И конечно, мои примеры не эталон, такшо не претендую. Хотите - соглашайтесь. Хотите - нет. Но если хоть на минутку ёкнуло и захотелось выключить автопилот - это бинго. За этим и пришла в эфир.
Мир!
автор: Злоя Борщ