Немного о риторических вопросах и критике

Twitter
Linkedin
Facebook
Telegram

Очень расстраивает тенденция критиковать через вопрос. Помимо того, что это неприятненько, получается что скрытая критика никак не помогает делу. “Критикуя - ̶н̶е̶ ̶в̶ы̶м̶а̶х̶и̶в̶а̶й̶с̶я̶ предлагай”, как говорится. Например, обсуждаем макет

Копирайтинг Мнение Культура
Немного о риторических вопросах и критике

Очень расстраивает тенденция критиковать через вопрос. Помимо того, что это неприятненько, получается что скрытая критика никак не помогает делу. “Критикуя - ̶н̶е̶ ̶в̶ы̶м̶а̶х̶и̶в̶а̶й̶с̶я̶ предлагай”, как говорится.
Например, обсуждаем макет. Звучит вопрос дизайнеру:

“А чего это у этой тетеньки на картинке такое странное выражение лица”?

Вроде как попытка сделать общение экологичным, но на деле звучит как нехороший финт. Да и что вообще в таком случае должен ответить дизайнер?Куда лучше сразу озвучить замечание:

Меня смущает, что вот этот персонаж слева слишком драматичен для нашего концепта. Давайте заменим на розовощекого мальчика и сделаем как здесь: ссылка на референс. ”

Риторический вопрос - не самый удобный инструмент, чтобы указать на ошибку или подсказать как исправить.


Кроме того, это такая фигура речи, которая в принципе не требует ответа. А когда тебе задают вопрос, на который заведомо известен ответ или нельзя ответить - это вообще ситуация так-себе. И речь сейчас вовсе не о том, что риторические вопросы ужасно бесят, когда ты про**ал все сроки и сам же об этом знаешь:).

Вместо: “а как это у нас еще ничего не готово?”

куда лучше, и главное, эффективнее:

“ребята, какие реальные сроки? С чем-то нужна помощь?”

Вместо “где документ, уже среда?” или “а что у нас с документом?”
(в самом деле, вопрос ведь не в том “где”, и “что” а в том, когда все будет готово, верно?) можно спросить:

  • “Можешь сориентировать с конкретными сроками? Помощь нужна?”.

И следующий уровень: Чувак, мы срываем план - дедлайн 17-го, в среду. Сможем успеть? С чем помочь?”.

Немного о риторических вопросах и критике


Кстати, если тебя в принципе всегда критикуют с помощью риторических вопросов, есть шанс не понять, что какой-то из них требует конкретного ответа. Очень сложно работать в таком климате. А для любителей риторических вопросов есть следующий риск: когда на самом деле захотите узнать “где “и “почему” - в ответ услышите “сейчас все переделаю”.


Еще немного о риторических вопросах в просьбах.

“Можно я попрошу сделать” - не спрашивайте, сходу просите.

“Можно я задам вопрос?” - задавайте.

Вопрос: “как у тебя сейчас с загрузкой” я тоже, пожалуй, отнесу к риторическим, если он является вступлением к просьбе и сам по себе не требует подробного ответа. Почему?


Да потому что выглядит как дешевенькая попытка перестраховаться и быть вежливым. Вроде как не попросил, а просто спросил, но подразумевается, что человек должен выполнить задачу. И да, редко кто ответит “**па, чувак. Не могу никак подключиться сейчас”. Думаю, в тему здесь будет припомнить о вопросах, которые намекают на задачу, но никак не помогают ее исполнению.


Например, из переписки:

“как вам такой пример документа?”

Здесь сложно рассмотреть, что конкретно вы предлагаете: сделать такой же документ, принять к сведению или просто оценить. Куда понятнее:

“Смотрите как хорошо выглядит док у ребят. Давайте попробуем сделать шаблон подобным образом. До среды справимся?”.

И раз уж разогнались по теме риторических вопросов, я тут откопала немного примеров среди писем в Линке

“Ищете новый проект? Увлекаетесь копирайтингом? Тогда приглашаю вас в наше сообщество копирайтеров…. ” - звучит очень в стиле маркетинга 90х.

Менее вычурно, но куда приятнее:

“Если ищете проекты, связанные с текстом и копирайтингом - присоединяйтесь к нашему сообществу…”

Или вот еще:

“Хорошо пишете? Любите игры? Есть вакансия в супер-крутой команде!

а можно сделать это вот так:

Ищу в свою IT команду человека с писательским опытом в игровой индустрии. Немного о проекте:. . . . . . . ”

Конечно, не всякий риторический вопрос - тлен. В литературе так точно. Просто важно задавать вопрос, там где нужны ответы. А если нужно включить критику - куда честнее делать это без изощренных приемов.


Вся эта канитель вокруг копирайтерских инструментов сильно преувеличена. Как правило, если вам есть, что сказать, вы не станете прятаться за реверансами и риторическими вступлениями. Поэтому нет плохих или хороших способов выразить мысль. Есть качество самой мысли. И в принципе, это единственное, что стоит шлифовать.


Немного о риторических вопросах и критике
Инфо
Автор: INDIGO Tech Recruiters
1114 Просмотров
28.02.2019
Похожие статьи
Как создать успешный HR-бренд. Опыт General Electric, Netflix, Google
Как компании выживают в условиях всё большей ориентации рынка труда на кандидатов?Это особенно актуально в отношении технических специалистов - например, сильный java раз..
6 способов сделать свою компанию максимально приятным местом для работы
По результатам опроса на ДОУ, IT-специалисты высоко ценят профессиональный рост. Именно ради него 54% опрошенных выбрали сферу IT..
Добро ли пожаловал: чек-лист для «правильной» адаптации новичков
Как помочь человеку пройти тернистый путь ньюкамера, быстрее влиться в команду и выйти на нужный уровень продуктивности? Рекрутинговое агентство Indigo подготовило удобны..
Прожить 6 месяцев без зарплаты: главный аналитик HUG’s рассказал о грамотном инвестировании
Финансовая грамотность — тот скилл, которого часто не хватает даже опытным профессионалам в своем деле. Мы поговорили о ней с главным аналитиком робоэдвайзера HUG'S Арте..
На ремоуте до конца 2020: как «тимбилдиться» онлайн
Позумиться, списаться, включить камеру, выключить микрофон — будем откровенны, многие порядком устали от удаленки и хотят простого офисного «пойдем на кофе?». Но условия ..
Как украинский IT-бизнес адаптируется к «карантинному» рынку: результаты опроса
Карантин и экономическая встряска усложнили работу всех отраслей и не обошли стороной IT-рынок..
«Наши руководители тратят около 30% своего времени на поиск талантов»: интервью с Максимом Штепой, СЕО SocialTech
По опыту Indigo, один из ключей к качеству рекрутинга — в диалоге сторон. Поэтому мы решили подготовить серию интервью с СЕО компаний, команды которых помогаем усилить I..
«Философия очень проста: не владей, а имей»: Максим Соловьев, основатель sharing economy сервисов Carbar и Apple4Teams
Команда Indigo Tech Recruiters узнала у фаундера – Максима Соловьева, чем выгодны такие решения, как оценить благонадежность потенциального клиента по его социальному кап..
«Не ждать «озарения» свыше, а делать шажки каждый день, собирать свою “инновационную фишку” из небольших, но эффективных составляющих»: Максим Слободянюк, основатель Nika Tech Family
Это интервью мы взяли у Максима до ситуации с пандемией и, кажется, наступает время, когда компании начинают возвращаться к прежнему режиму, а кто-то и расти..
Сложный разговор: 10 правил кризисной коммуникации для лидеров (с примерами)
Когда грянул кризис, мало кто оказался к этому готов. Но если человек отвечает только за себя — он имеет роскошь завернуться в пакеты с макаронами и молча переждать кризи..
Как открыть IT-офис в Украине, но распугать всех кандидатов: 13 популярных фейлов
Как сделать процесс найма простым и результативным, когда офис в Украине открывает иностранная компания? Каких распространенных «шишек» избегать? Опытом делится команда ..
Деловая переписка. Что по мессенджерам?
Любые здоровые отношения - это о правильной дистанции и заботе
Про буллшит клише в письмах рекрутеров
Грызла тут как-то над клавиатурой арбузную корку и подумала, что писать о текстах в рекрутинге больше не стоит - дохлая тема..
Нейро-онбординг, или 8 ключей к адаптации новичка
Многим знакома эта боль: когда целую вечность (или неделю, которая длится как вечность) искал человека в команду. И наконец — звезды сошлись, рекрутеры выложились на 100%..
Заведи меня полностью. О творческой фригидности и пилюлях от скуки.
Немного про творческую фригидность и импотенцию