Очень расстраивает тенденция критиковать через вопрос. Помимо того, что это неприятненько, получается что скрытая критика никак не помогает делу. “Критикуя - ̶н̶е̶ ̶в̶ы̶м̶а̶х̶и̶в̶а̶й̶с̶я̶ предлагай”, как говорится.

Копирайтинг Мнение Культура
Немного о риторических вопросах и критике

Очень расстраивает тенденция критиковать через вопрос. Помимо того, что это неприятненько, получается что скрытая критика никак не помогает делу. “Критикуя - ̶н̶е̶ ̶в̶ы̶м̶а̶х̶и̶в̶а̶й̶с̶я̶ предлагай”, как говорится.


Например, обсуждаем макет. Звучит вопрос дизайнеру:

“А чего это у этой тетеньки на картинке такое странное выражение лица”?

Вроде как попытка сделать общение экологичным, но на деле звучит как нехороший финт. Да и что вообще в таком случае должен ответить дизайнер? Куда лучше сразу озвучить замечание:

“ Меня смущает, что вот этот персонаж слева слишком драматичен для нашего концепта. Давайте заменим на розовощекого мальчика и сделаем как здесь: ссылка на референс. ”

Риторический вопрос - не самый удобный инструмент, чтобы указать на ошибку или подсказать как исправить.


Кроме того, это такая фигура речи, которая в принципе не требует ответа. А когда тебе задают вопрос, на который заведомо известен ответ или нельзя ответить - это вообще ситуация так-себе. И речь сейчас вовсе не о том, что риторические вопросы ужасно бесят, когда ты про**ал все сроки и сам же об этом знаешь:).

Вместо:

“а как это у нас еще ничего не готово?”

куда лучше, и главное, эффективнее:

“ребята, какие реальные сроки? С чем-то нужна помощь?”

Вместо:

 “где документ, уже среда?” или “а что у нас с документом?”


(в самом деле, вопрос ведь не в том “где”, и “что” а в том, когда все будет готово, верно?) можно спросить:

 “Можешь сориентировать с конкретными сроками? Помощь нужна?”

И следующий уровень:

Чувак, мы срываем план - дедлайн 17-го, в среду. Сможем успеть? С чем помочь?”.

Немного о риторических вопросах и критике


Кстати, если тебя в принципе всегда критикуют с помощью риторических вопросов, есть шанс не понять, что какой-то из них требует конкретного ответа. Очень сложно работать в таком климате. А для любителей риторических вопросов есть следующий риск: когда на самом деле захотите узнать “где “и “почему” - в ответ услышите “сейчас все переделаю”.


Еще немного о риторических вопросах в просьбах.

“Можно я попрошу сделать” - не спрашивайте, сходу просите.

“Можно я задам вопрос?” - задавайте.

Вопрос: “как у тебя сейчас с загрузкой” я тоже, пожалуй, отнесу к риторическим, если он является вступлением к просьбе и сам по себе не требует подробного ответа. Почему?


Да потому что выглядит как дешевенькая попытка перестраховаться и быть вежливым. Вроде как не попросил, а просто спросил, но подразумевается, что человек должен выполнить задачу. И да, редко кто ответит “**па, чувак. Не могу никак подключиться сейчас”. Думаю, в тему здесь будет припомнить о вопросах, которые намекают на задачу, но никак не помогают ее исполнению.


Например, из переписки:

“как вам такой пример документа?”

Здесь сложно рассмотреть, что конкретно вы предлагаете: сделать такой же документ, принять к сведению или просто оценить. Куда понятнее:

“Смотрите как хорошо выглядит док у ребят. Давайте попробуем сделать шаблон подобным образом. До среды справимся?”

И раз уж разогнались по теме риторических вопросов, я тут откопала немного примеров среди писем в Линке

“Ищете новый проект? Увлекаетесь копирайтингом? Тогда приглашаю вас в наше сообщество копирайтеров…. ” - звучит очень в стиле маркетинга 90х.

Менее вычурно, но куда приятнее:

“Если ищете проекты, связанные с текстом и копирайтингом - присоединяйтесь к нашему сообществу…”

Или вот еще:

“Хорошо пишете? Любите игры? Есть вакансия в супер-крутой команде!

а можно сделать это вот так:

“ Ищу в свою IT команду человека с писательским опытом в игровой индустрии. Немного о проекте:. . . . . . . ”

Конечно, не всякий риторический вопрос - тлен. В литературе так точно. Просто важно задавать вопрос, там где нужны ответы. А если нужно включить критику - куда честнее делать это без изощренных приемов.


Вся эта канитель вокруг копирайтерских инструментов сильно преувеличена. Как правило, если вам есть, что сказать, вы не станете прятаться за реверансами и риторическими вступлениями. Поэтому нет плохих или хороших способов выразить мысль. Есть качество самой мысли. И в принципе, это единственное, что стоит шлифовать.

Немного о риторических вопросах и критике
Инфо
Автор: INDIGO Tech Recruiters
5114 Просмотров
28.02.2019