Рано или поздно сотрудники уходят из компании. Когда наступает «время X» важно, чтобы работник покинул организацию на позитивной ноте. Для этого, независимо от причины ухода, — сокращения, увольнения, увольнения по соглашению сторон, собственного желания, с сотрудником проводят exit интервью. Это собеседование в устной форме или в виде анкетирования, которое проводится при увольнении специалиста из компании. Иногда экзит интервью совмещает эти два приема: беседу и анкету для заполнения.
Главные цели выходного интервью — сохранить хорошие отношения с сотрудником, получить честную обратную связь о его работе в компании, коллективе и выяснить истинные причины ухода.
Indigo Tech Recruiters School – новый стандарт знаний в IT-рекрутинге. Спикеры курса: Ирина Шамаева, Стаська Падалка, а также эксперты из Garmmarly, DataArt, Медиа-Группы Украина и, конечно, Indigo Tech Recruiters.
Смотреть программуОрганизация выходного интервью в IT: кто, где и когда
Информация полученная на выходном интервью очень ценна для компании. Честный фидбек от ранее вовлеченного в бизнес-процессы человека позволит улучшить коммуникацию между сотрудниками и менеджментом. Также обратная связь при увольнении поможет создать более благоприятные условия для профессионального развития остальных специалистов в командах. По этой причине к выходному интервью при увольнении необходимо хорошо подготовиться.
Кто может проводить exit interview:
-
HR компании. Самое верное решение, когда выходное интервью проводит HR-специалист компании. Отлично, если беседой с бывшим сотрудником будет заниматься тот же специалист, что и принимал его на работу (если это возможно). Разговор с представителем HR команды позволит сотруднику говорить более открыто и откровенно о причинах ухода, недостатках в управлении, процессах, условиях профессионального развития.
-
Менеджер или тимлид специалиста. Нередко случается, что при уходе сотрудника выходное интервью проводится дважды. Первое проводит непосредственный тимлид бывшего сотрудника, а второе — HR. Если же в компании нет HR-специалиста в штате, то exit интервьюированием занимается руководитель отдела или компании.
Недостатком выходного собеседования с бывшим руководством может быть неоткровенность сотрудника или же наоборот чрезмерная эмоциональность, конфликтность. Отличный вариант — беседа с высшим руководством, если дело касается небольшой компании, где владелец вдохновитель и лидер команды. В этом случае уходящему специалисту будет приятно, что его уход замечен руководством, и он с большой вероятностью будет говорить откровенно и расстанется с компанией на положительной ноте.
- В редких случаях вопросы выходного интервью может задавать коллега бывшего сотрудника. Такое случается в небольших компаниях, когда в штате нет специалиста по кадрам, а с руководством у специалиста разногласия, которые в определенной мере повлияли на его уход.
Где следует проводить выходное интервью
Собеседовать бывшего сотрудника необходимо один-на-один. Лучше всего если это будет неформальный разговор, не в кабинете у руководства, а, например, в комнате переговоров или митинг-руме. В случае, если это беседа и с HR представителем, и с руководителем или тимлидом, то эти встречи следует проводить по отдельности.
Когда проводить выходное интервью
Опрос сотрудников при увольнении следует проводить, когда решение принято окончательно и бесповоротно, все документы подписаны и все взаимные обязательства выполнены. Такой подход позволит создать все условия для честного и откровенного разговора.
Экзит интервью может проводиться за день-два до ухода специалиста, или спустя несколько дней после увольнения, если расставание произошло эмоционально, и сотруднику необходимо дать время успокоиться.
Выходное интервью в IT: вопросы, которые следует задавать
Вопросы во время exit интервью можно условно разделить на: общие, вопросы о взаимоотношениях в команде, о должностных обязанностях и рабочих процессах и об ожиданиях от новой работы. Приведем примеры вопросов в этих категориях.
Общие
- Расскажите о причинах вашего ухода из компании.
- Компанией были созданы необходимые условия для выполнения ваших профессиональных обязанностей?
- Вы были довольны оборудованием, рабочим местом, обстановкой в офисе? У вас есть пожелания, что можно было бы изменить в лучшую сторону?
- Главная причина вашего ухода?
- Какие у вас были возможности для развития профессиональных и других навыков во время работы в компании? Как вы считаете, у вас получилось воспользоваться предоставленными возможностями?
- Оцените уровень стресса на рабочем месте по шкале от 1 до 10.
- Будете ли вы рекомендовать компанию для трудоустройства вашим друзьям?
Взаимоотношения в команде
- Насколько комфортно было работать в команде?
- Что больше всего нравилось в работе с командой?
- Что вам меньше всего нравилось в работе с коллегами?
- Насколько компетентным были руководители вашей команды, других команд, компании?
- Как вы можете оценить управленческие решения руководства?
- Как вы можете оценить свои взаимоотношения с коллегами и непосредственным руководством?
Должностные обязанности и рабочие процессы
- Нравилось ли вам то, чем вы занимались на своей должности?
- Что именно вам нравилось в вашей работе?
- Что вам больше всего не нравилось в вашей работе и рабочих процессах?
- Как четко были определены ваши должностные обязанности?
- Насколько понятны для вас были поставленные задачи?
- Насколько вы были подготовлены профессионально для решения поставленных задач?
- Оцените, насколько вам было интересно работать и решать поставленные задачи от 1 до 10.
- Как вы думаете, было ли у вас достаточно свободы при выполнении задач?
Ожидания от новой работы
- Вы уже нашли новую работу? Подскажите, как вы ее искали?
- Почему вы решили выбрать именно эту компанию?
- Что вы надеетесь получить на новом месте, чего не получили, работая в этой компании?
Вопросы для выходного интервью можно задавать выборочно, исходя из причин увольнения и ответов, которые важно получить в процессе собеседования. Также важно во время интервью избегать общих ошибок, которые могут негативно сказаться на результатах беседы.
Ошибки, которые следует избегать интервьюеру
- Присутствие на интервью начальства, других сотрудников;
- Спешка и невнимательность к собеседнику;
- Сочувствующий вид, лучше выбрать нейтральную позицию и просто внимательно выслушать бывшего сотрудника;
- Оправдание компании, поступков коллег в ответ на обвинения бывшего сотрудника;
- Переводить тему и не давать собеседнику выговориться;
- Реагировать на повышенный тон и отвечать тем же;
- Давать субъективные оценочные суждения относительно навыков сотрудника;
- При увольнении сотрудника говорить исключительно о его профессиональных недостатках. Даже если специалист оказался некомпетентен для должности, следует говорить о его качествах в ключе хорошо-плохо-хорошо.
Одна из задач интервьюера при увольнении дать специалисту возможность высказать накопившееся недовольство, погасить раздраженность и расстаться с сотрудником на хорошей ноте. Если же речь идет об увольнении ценного сотрудника по собственному желанию, важно дать понять, что дверь перед ним всегда открыта и компания готова к диалогу.
Почему работодателям полезно проводить выходное интервью
Что такое exit интервью для работодателя? Это собеседование после увольнения, которое позволяет компенсировать претензию и недовольство сотрудника. Будь это увольнение или уход по собственному желанию, всегда существует вероятность, что у специалиста осталась обида на компанию. Если выслушать его и дать выговориться, то есть большая вероятность, что он не будет оставлять негативные комментарии о компании в сети, обсуждать компанию в негативном ключе с бывшими коллегами (которые все еще работают в компании) и создавать токсичную обстановку в старой команде. В глобальном масштабе экзит интервью положительно скажется на репутации компании, как в качестве бренда, так и в качестве работодателя, а также предупредит текучку кадров.
Анализ выходного интервью помогает HR отделу получить информацию относительно рабочей обстановки в команде, узнать о неочевидных конфликтах, об отношении сотрудников к уровню оплаты труда и вознаграждениях, а также о реальных условиях профессионального роста для специалистов в рамках компании.
В завершении отметим, что системное проведение exit interview помогает выявить различные проблемы внутри компании, начиная от недостатков отдельных управленцев, так и в ключе внутренних процессов, задач и командной работы. Реагируя и устраняя эти проблемы, особенно, если они не субъективны, а озвучиваются различными сотрудниками при увольнении неоднократно, можно улучшить продуктивность команд, брать в штат и удерживать лучших IT-специалистов и укрепить позиции компании в отрасли.
Indigo Tech Recruiters School – новый стандарт знаний в IT-рекрутинге. Спикеры курса: Ирина Шамаева, Стаська Падалка, а также эксперты из Garmmarly, DataArt, Медиа-Группы Украина и, конечно, Indigo Tech Recruiters.
Смотреть программу