Помогает ли HR зарабатывать бизнесу или только тратит деньги компании? Vol.1

Twitter
Linkedin
Facebook
Telegram

Катя Осадчук— СEO IT-рекрутингового агентства Indigo, экономист, профессиональный психолог и HR с более чем 10-летним опытом, 6 из них в качестве директора по персоналу. Эта колонка о том, как HR может помогать компании зарабатывать и экономить

Бізнес HR
Помогает ли HR зарабатывать бизнесу или только тратит деньги компании?

Катя Осадчук— СEO IT-рекрутингового агентства Indigo, экономист, профессиональный психолог и HR с более чем10-летним опытом, 6 из них в качестве директора по персоналу.

Эта колонка о том, как HR может помогать компании зарабатывать и экономить. Статья будет полезна как для HR, так и для CEO, собственников компаний, директоров по персоналу и тех, кто хочет ими стать. Как сделать HR главным помощником в развитии компании? И может ли HR прямиком влиять на увеличение прибыли и экономию ресурсов?


Возможно, это будет для вас удивительным, но конечная цель HR отдела— это повысить доходность, прибыльность и стоимость компании. Ни тимбилдинг, ни рекрутинг, ни плюшки-ватрушки по отдельности не имеют значения без влияния на увеличение прибыли компании и ее стоимости на рынке.


Другой вопрос, делает ли HR в IT вообще что-то в этом направлении, и если делает, то как. Пока в IT-сфере чаще встречается HR как статья затрат на тимбилдинг и плюшки. Тоже дело нужное, но если заниматься только этим и делать это не системно, то стоит придумать какое-то другое, плюшевое, название для должности.


HR влияет на финансовые показатели компании по двум направлениям:

  1. Максимизация человеческого капитала или повышение эффективности персонала.
  2. Оптимизация (минимизация) расходов на персонал.

Ниже несколько мыслей на тему, как повысить эффективность персонала и оптимизировать расходы.

Планировать необходимое количество сотрудников в долгосрочной и краткосрочной перспективе

План помогает нанять людей вовремя и тем самым избежать проблем с недополученной прибылью из-за нехватки кадров. Если искать заранее, то можно найти толковых профессионалов на подходящий уровень заработной платы, в отличие от ситуации, когда все горит и нужно закрыть позицию хоть кем-нибудь.

4 шага планирования:

Шаг1. Сбор и анализ информации о стратегии, финансовых планах и возможностях компании, а также текучести персонала с целью прогнозирования будущих потребностей.


Здесь HR-у поможет общение с руководителями компании и отдельных подразделений.


Стоит спросить о:

  • целях по увеличению плана продаж или предоставляемых услуг по сравнению с прошлым периодом;
  • удовлетворенности руководства текущим персоналом;
  • планах по открытию новых подразделений и разработке новых продуктов.

Шаг2. Анализ потребностей компании в персонале на конкретный период (месяц, квартал).


Сколько потребуется сотрудников, какого уровня, на какие должности и в какие сроки. О методологиях расчета есть немало статей и литературы— при желании несложно найти и изучить.


Шаг3. Анализ того, на сколько возможно удовлетворить потребности в персонале за счет имеющихся сотрудников.

Например, если нужны будут сотрудники со знанием другой технологии или проектные менеджеры и лиды команд. Тут важно понимать можем ли мы кого-то развить или нет. Атак же есть ли у сотрудников потенциал к росту. Процесс развития небыстрый, поэтому нужно учитывать стратегию компании— успеем ли дообучить/переобучить или нужно брать новых.


Шаг4. Принятие решения:

  • привлекать людей извне;
  • обучить текущих сотрудников;
  • сократить персонал.

На этом этапе HR также поможет компании выдержать план найма в рамках бюджета на рекрутинг и фонда оплаты труда. Таким образом, можно предвидеть будущие затраты, обсудить их с руководством и вовремя скорректировать.

Нанимать лучших

Во-первых, нужно понять, что для вас значит «лучшие». У профессионального HR/рекрутера четко прописаны профили каждой должности в компании с требованиями к hard и soft skills и описанием функционала. Прописаны не для галочки, а для дела— понять, того ли человека мы берем и не придется ли прощаться с ним вскоре. И, конечно, рекрутинговый процесс выстроен так, чтобы выявить соответствие кандидата этому профилю.


Поговорите с руководителями и узнайте, кто топ-перформер и чем отличается от других сотрудников. Затем поговорите с самими топ-перформерами и поймите, что в них особенного, почему они работают в вашей компании, что их мотивирует. Если они с вами счастливы, то могут стать источниками генерации новых талантов, рекомендуя работу вашей компании.


Кроме того, у ваших продуктов или услуг, наверняка, есть довольные пользователи. Сделайте их своими фолловерами. Используйте социальные сети, чтобы через счастливых клиентов находить новых сотрудников.


Если вы хотите привлечь в компанию лучших программистов задумайтесь о том, что вы им предлагаете:

  • какую карьеру они могут построить, какой опыт получить;
  • какой продукт и для кого они создают;
  • подробно объясните, с кем они будут работать. Программистам важно работать с такими же профессионалами и подчиняться руководителю, который сильнее их в профессиональном плане, у которого он может чему-то научиться и который будет его понимать без перевода с технического языка на общечеловеческий;
  • позаботьтесь о рабочем арсенале— какие инструменты, можно ли влиять на их выбор и на сколько современную технику вы используете, сравните вашу заработную плату с конкурентами. Если она несколько ниже, тогда следует правильно расставить акценты по предложению— обучение, новые технологии, интересный продукт, крутой руководитель, гибкий график, удаленная работа и т. д.

И, возвращаясь к вопросу экономии денег компании, не забывайте о cost per hire. Считает ли HR в ваших компаниях затраты на 1 найм? Зарплата рекрутера, поделенная на затраченное время на 1 найм, затраты на сорсинговые инструменты, оплата базы, Линкедин, публикации вакансий на работных сайтах, рассылки, время всех, кто собеседует кандидатов с учетом их заработной платы? Вы можете сильно удивиться тому, во сколько обходится найм одного сотрудника и на сколько неэффективно может быть потрачено время рекрутера.

Увольнять неэффективных

Уволить сотрудников— сложное и непопулярное решение. Но именно своевременное увольнение неэффективных или токсичных сотрудников влияет на повышение эффективности всей компании— как на сокращение расходов, так и на увеличение доходов.


При правильно настроенных HR-процессах неэффективные сотрудники или сотрудники, которые вне корпоративной культуры, увольняются сами. Их вытесняет сама модель бизнеса. Настройте ключевые фильтры, которые помогают выделять эффективных сотрудников и отсеивать неэффективных.


Система подбора. Это главный (!) фильтр. Неэффективные сотрудники просто не должны попадать в компанию. Но даже очень грамотно настроенный рекрутинговый процесс не даст 100% гарантии, что в процессе работы сотрудник оправдает ожидания. Процесс найма в большинстве IT-компаний предполагает, что рекрутер делает 15-минутный скрининг по телефону— согласитесь, этого недостаточно, чтобы избежать попадания неэффективных сотрудников в компанию.


Испытательный срок. Это время, когда сотрудника нужно успеть рассмотреть. Очень важно иметь план задач на испытательный срок, который будет служить «дорожной картой» сотруднику и его руководителю в оценке эффективности, а также позволит сотруднику максимально проявить себя. Во время испытательного срока должны проводиться регулярные 1-2-1 встречи сотрудника отдельно с руководителем и отдельно с HR, чтобы понять его настрой и вовремя давать обратную связь о результатах.


Система вознаграждения. Ваши лучшие сотрудники должны иметь возможность зарабатывать. Например, у нас в Indigo— эффективные рекрутеры, при закрытии нескольких вакансий в месяц, могут получать доход на уровне Senior разработчиков или даже C-Level IT-компаний, это при базовой ставке в 1, 5 минимальных зарплаты. Такая же модель оплаты— ставка и % должен быть у менеджеров по продажам, которые могут получать большой доход за счет своей активности и профессионализма. Неэффективные— уволятся довольно быстро, потому что не могут заработать деньги себе и компании. Для разработчиков же должна быть прозрачная система роста зарплаты в зависимости от квалификации и система бонусов в зависимости от результативности— индивидуальной и командной. Немного больше о вознаграждении во второй части статьи.


Корпоративная культура. Прилюдно поощряйте сотрудников, которые соответствуют ценностям компании и показывают отличные результаты, и давайте обратную связь тем, кто негативно влияет на коллектив или результаты, но за закрытыми дверями. Удивитесь, как эффективные будут повышать себе планку, а неэффективные быстро отпадать.

Удерживать таланты

Не нужно много мудрить:

  • Ставьте драйвовые цели.
  • Поддерживайте.
  • Доверяйте.
  • Делегируйте.
  • Предоставляйте развивающую обратную связь и признавайте заслуги.
  • Развивайте.
  • Вознаграждайте.
  • Создавайте атмосферу.
  • Устраняйте помехи.

Все эти пункты подробно описаны в моей статье на тему мотивации сотрудников.


Также на этапе испытательного срока очень важно понять— мотивирован сотрудник или нет. И если нет— то что его беспокоит. Помогает опросник и личный разговор. Делюсь вариантом анкеты для определения удовлетворенности сотрудника работой в компании по результатам испытательного срока.


Кроме вышеперечисленных пунктов, не последнюю роль стоит отвести формированию культуры и корпоративной репутации— многие, кстати, недооценивают этот веский нематериальный мотив. Правильная культура привлекает и удерживает талантливых специалистов, а также помогает реализовать стратегические цели.


О том, зачем взращивать корпоративную культуру, как сотрудники могут стать адвокатами бренда и почему важно следовать справедливости в оплате труда я расскажу в следующей статье.

Теги
Інфо
Автор статті: INDIGO Tech Recruiters
1778 Переглядів
Категорія HR
01.10.2017
Схожі статті
Огляд рівня заробітних плат для C-level на ринку українського IT в 2022 році
Як війна в країні вплинула на рівень доходу та мотивацію топ-менеджерів українського ІТ – про це у нашому новому огляді зарплат...
6 способів зробити свою компанію максимально приємним місцем для роботи
За результатами опитування на ДОУ, IT-фахівці високо цінують професійне зростання. Саме задля нього 54% ​​опитаних обрали сферу ІТ..
Чи ласкаво просимо: чек-лист для «правильної» адаптації новачків
Знайти IT-талант – це вже завдання із зірочкою, але рано зітхати з полегшенням. Як допомогти людині пройти тернистий шлях ньюкамера, якнайшвидше влитися в команду і вийти..
«Твоя особистість зливається з твоїм стартапом: якщо все добре – і тебе драйвить, якщо погано – ти теж "падаєш"»: інтерв'ю з Олександром Дятловим, General Manager Ukraine у Very Good Security
Сфера захисту чутливих даних стає все перспективнішою (sensitive data – це, наприклад, біометричні дані, інформація про здоров'я, фінанси та інші особисті відомості). У я..
Від продактів та дизайнерів до back-end, QA та девопсов: як Київстар розвиває у себе команди для створення IT продуктів. Інтерв'ю із СРО Київстар Михайлом Нестором
IT та Product напрямок в Україні розвивається та зростає постійно. А в Київстарі вирішили розвивати його всередині..
Прожити 6 місяців без зарплати: головний аналітик HUG's розповів про грамотне інвестування
Фінансова грамотність — той скілл, якого часто не вистачає навіть досвідченим професіоналам у своїй справі. Ми поговорили про неї з головним аналітиком робоедвайзера HUG'..
Крізь вогонь, воду й фазу штормінгу: 5 стадій розвитку команди
Безліч концепцій описують динаміку розвитку груп. Простою та зручною для використання на практиці ми, команда IT рекрутерів Indigo, вважаємо теорію, запропоновану америк..
Як створити успішний HR-бренд. Досвід General Electric, Netflix, Google
Як компанії виживають в умовах дедалі більшої орієнтації ринку праці на кандидатів? Це особливо актуально щодо технічних фахівців..
«Любов з першого погляду», або як Indigo з випускниками школи «Hillel» спілкувались :)
Між собою ми жартома вирішили що зустріч була схожа нателешоу «Любов з першого погляду» :). Випускники школи мали можливість поспілкуватись з HR’ами і рекрутерами і запит..
Огляд зарплат Product Roles в українських IT-компаніях
СЕО Катерина Осадчук і команда INDIGO Tech Recruiters провели огляд заробітних плат для Product Roles в IT. Нагадаємо: щорічно ми випускаємо огляд заробітних плат C-Level..
Закрити незакриване: що таке Executive Search? Шукаємо найліпших кандидатів на топові вакансії
Що таке Executive Search, кому він допоможе та як дібрати агентство, що допоможе знайти топового спеціаліста, — розбираємося далі...
Як захантити крутого Product Manager до себе в команду?
Згодом кількість завдань, проєктів та команда зростають, а керівник фізично не може розірватися та повноцінно встежити за всім. Не потонути у комунікації між різними відд..
Почути головне: 8 порад щодо оцінки цінностей топ-кандидата
Ціна помилки при наймі топ-менеджера вкрай висока і може коштувати бізнесові самого бізнесу. Окрім досвіду, знань та навичок, при executive search особливу увагу слід при..
На ремоуті до кінця 2020: як «тимбілдитися» онлайн
Позумитися, списатися, включити камеру, вимкнути мікрофон — будемо відвертими, багато хто втомився від віддаленої роботи та хочуть простого офісного «підемо на каву?». Ал..