Если вы общаетесь с кандидатом, жизнь/близкие/дом которого подвергались/остаются в опасности из-за войны, учтите: собеседование может вызвать сильную эмоциональную реакцию. Что делать интервьюеру? Вот несколько рекомендаций от Екатерины Осадчук, психолога и CEO Indigo Tech Recruiters

Подбор персонала Поиск работы Собеседования

Если вы общаетесь с кандидатом, жизнь/близкие/дом которого подвергались/остаются в опасности из-за войны, учтите: собеседование может вызвать сильную эмоциональную реакцию. 

Интервью – это стрессовое событие: нужно показать себя с лучшей стороны, общаться с незнакомым человеком, который тебя оценивает, переживать, пригласят ли тебя на работу. А симптомы травматических состояний часто обостряются в стрессовых ситуациях. Поэтому собеседование может быть чрезвычайно сложным для человека, пережившего войну.

Как это может проявляться? 

  • Слезы
  • Агрессия
  • Замирание
  • Желание выговориться о том, что болит, а не о теме интервью

Что делать интервьюеру? Вот несколько рекомендаций от Екатерины Осадчук, психолога и CEO Indigo Tech Recruiters.

1. Помните: все, что происходит с человеком – это нормальная реакция на травмирующие события

Если человек матерится, возмущается – ему важно выпустить агрессию. Не нужно ее останавливать. Но вы не должны терпеть, если эмоции устремлены на вас. Если да, предложите отложить интервью.

Если человек плачет – в нем много горя и нужно дать ему выход. 

Если молчит – так проходит реакция на стресс, ему нужно ассимилировать происходящие и сейчас сложно вступать в контакт. 

2. Окажите эмоциональную поддержку. 

Но не делайте это без запроса. Не нужно спрашивать: «Что ты чувствуешь?», «Твои близкие выбрались из зоны боевых действий?» – не провоцируйте на эмоции, если человек сам их не выражает. 

При этом нельзя игнорировать ситуацию и сразу приступать к интервью. Можно спросить: «Как ты?», «Где ты сейчас?», «Надеюсь, ты в безопасности?». 

Но и эти вопросы могут вызвать эмоциональную реакцию. 

Первое, что нужно сделать – присоединение. 

Присоединитесь к эмоции хотя бы на 50-60%. Разделите ее, а не пытайтесь перевести из минуса в плюс. Например, если кандидат говорит, что ему страшно или он злится, не нужно говорить: 

  • Я слышу, что тебе страшно
  • Я понимаю, что ты злишься
  • Да, страшно, но скоро все будет хорошо 
  • Не все люди такие плохие, попробуй понять их и не злиться

Это показывает, что вы отдельно от человека, то есть не разделяете его эмоций, а просто называете их, а также обесцениваете его чувства. 

Лучше сказать: 

  • Это страшно 
  • Это правда злит 
  • Угу, это злит 
  • Да, страшно

Не пытайтесь сразу заговорить человека и успокоить, просто присоединитесь к эмоциям и побудьте рядом. 

И, пожалуйста, не отзывайтесь в ответ всеми своими чувствами, погружаясь в собственную травму. Для этого очень рекомендуем регулярные консультации с терапевтом, чтобы во время интервью не срываться самим. Но если вы будете плакать в ответ на слезы кандидата – это вполне нормально, вы живой человек и можете чувствовать боль другого и свою. 

Попытайтесь сформировать доверие и дать возможность выйти чувствам, чтобы снизить их остроту. 

Можно сказать: 

  • Если тебе хочется плакать – ты можешь не сдерживать себя
  • Если хочешь молчать – молчи
  • Я просто побуду рядом. Если тебе захочется рассказать о своих переживаниях – просто дай знать, я хочу поддержать тебя 

Если человек начал говорить, используйте техники активного слушания:

  • периодически произносите – «да», «согласен», «продолжай, пожалуйста»
  • не перебивайте 
  • не отвлекайтесь на свой телефон
  • задействуйте невербалику – например, кивайте головой
  • не нужно «лезть в душу», но можно уточнять информацию – например, в формате «Правильно ли я понял , что…» 
  • не давайте советов и оценок, если вас не просят 

Со временем вы заметите, что интенсивность эмоций снижается и человек становится спокойней. В этот момент не нужны «успокоительные фразы» – «вот видишь, все хорошо». Или ненароком показать, что вам надоело слушать – «хорошо, что ты успокоился». 

Если эмоциональный фон стал относительно ровным, не тяните кандидата дальше в позитив. Не говорите: 

  • теперь ты уже в безопасности, можно не переживать
  • смотри какая хорошая погода за окном, нужно радоваться каждому дню жизни
  • жизнь продолжается, все будет хорошо

Человек все также остается переселенцем в другой стране или городе, его друзья и близкие могут оставаться в опасности, он может опасаться за свою будущее, сохранится ли его дом и те места, что ему близки. 

Возможно, он будет находить для себя способы поддержки и замечать моменты радости, но не нужно форсировать события – не ваша задача перевернуть его эмоции из минуса в плюс. Просто дайте возможность им выйти, снизить их остроту для того, чтобы продолжить интервью. 

3. Проведите интервью 

Возможно, у вас останется не так много времени на него – ничего страшного. Вполне вероятно, самое ценное из того времени, что вы заложили на интервью, – это эмоциональная поддержка кандидата. 

Вы можете перенести общение на другое время и, вероятно, старт будет другой – вы сформировали доверие и интервью с вами уже не будет казаться столь стрессовым, не спровоцирует острую эмоциональную реакцию. 

4. Выводы по результатам собеседования. 

Вы можете столкнуться со сложным решением – когда нужно отказать кандидату, которому нужна работа. 

Если у человека прошла острая эмоциональная реакция и он подходит по требованиям клиента – можно смело рекомендовать. 

Если же кандидат все время интервью был в своих переживаниях и на повторно назначенном интервью ситуация не изменилась, надо признать – он не сможет сейчас эффективно работать и ему нужно посвятить время восстановлению. Скорее всего, все, что вы можете сделать, – предложить поделиться информацией о группах поддержки и бесплатных консультациях. Например:

5. Сохраняйте конфиденциальность

Ни в коем случае не рассказывайте историю общения с кандидатом, называя имена и давая оценку поведению человека. Если вы хотите поделиться этим как кейсом, который поможет другим правильно вести себя в подобных ситуациях, – такое возможно. При этом вы не должны разглашать какие-либо данные о конкретном человеке. 

6. Сохраняйте себя 

Вы можете сталкиваться с большим количеством историй, которые будут вас эмоционально трогать и, возможно, триггерить ваши травмы. В human2human работе критически важно заботиться о себе. 

Обеспечьте себе регулярные консультации с терапевтом, терапевтические группы, поиск ресурсов и опор – у всех они разные: спорт, общение с близкими, прогулки в спокойном месте, работа. Вы можете использовать тот же список ресурсов с психологической поддержкой, который выше рекомендован кандидатам.   

Берегите себя и других! Слава Украине!

Инфо
Автор: Катерина Осадчук
5390 Просмотров
Категория Рекрутинг
25.03.2022