СЕО Екатерина Осадчук и команда INDIGO Tech Recruiters провели второй ежегодный обзор заработных плат для C-level в IT. А сейчас углубляемся в детали и рассматриваем отдельные должности из исследования. Напомним, что ранее мы выпустили обзор зарплат СЕО , СОО , CTO , CFO и HRD.
Этот обзор посвящен CMO — маркетинговым директорам.
![СЕО INDIGO Tech Recruiters - Екатерина Осадчук](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/seo-indigo-tech-recruiters-.jpg)
Chief Marketing Officer — это голос клиента в компании и голос компании для клиента. Эта роль ответственна за рост и увеличение inbound продаж путем реализации грамотной маркетинговой стратегии. То есть, среди главных задач маркетинг директора — сделать бренд узнаваемым и отстроиться от конкурентов, увеличивая доход компании за счет привлечения клиентов.
Ключевая ответственность CMO:
- Понять точное положение компании на рынке, используя различные методы сбора и анализа информации о макро- и микро- среде, внутренней ситуации в компании.
- Определить маркетинговые цели, сегментирование и позиционирование — то есть, какую нишу занять с учетом проведенного анализа рынка и потребностей клиентов.
- Разработать стратегию, чтобы вывести компанию на эту будущую позицию на рынке.
- И, в итоге, эффективно реализовать маркетинговую стратегию.
Звучит просто, на деле — сложнее. Маркетинг — это не про «показать красивую обертку», а сделать так, чтобы под ней была «начинка», соответствующая ожиданиям клиента, а лучше превышающая их. А значит, у CMO должны быть полномочия влиять на тюнинг продукта или услуги через эффективное сотрудничество с другими сотрудниками C-Level команды.
Какая оплата этой важной позиции в IT компаниях на территории Украины?
Ниже мы покажем результаты опроса 29 СMО в Украине. Большинство участников нашего опроса (79, 31%) работают в компаниях, основанных в Украине.
![Рис. 1. Страна основания компании, в которой работают опрошенные CMO.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/cmo_companycountryfounded-1024x724.png)
Практически в равных долях представлены кандидаты из малых, средних и крупных компаний (речь о количестве сотрудников).
![Рис. 2. Количество сотрудников в компании, где работают опрошенные директора по маркетингу.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/cmo_companyemployedpeople-1024x724.png)
Большинство участников опроса работают в продуктовых IT-компаниях.
![Рис. 3 Процент участников опроса из аутсорсинговых, аутстаффинговых и продуктовых компаний.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/cmo_companytype-1024x724.png)
Большинство СMО зарабатывают $3000. В целом, вилка от $1360 до $5100. Было несколько маркетдиров с зарплатой $6000 и $8000, как и те, кто получает $960-$1100 — они попали в 10% верхнего и нижнего значения выборки и поэтому были обрезаны как те, кто выпадает из общей статистики или статистически маловероятные.
![Рис. 4 Общая вилка вознаграждения CMO (зарплата плюс бонусы).](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/common-cmo-reward-plug.png)
Факторы, которые влияют на уровень зарплаты СMО
Уровень зарплаты СMО связан с самыми различными факторами. Хотим обратить внимание на то, что пункты, по которым мы получили менее 4-х ответов, были исключены, так как не могут быть достаточно валидны для принятия решений.
Так, например, если только 4 СMО ответили, что работают в компании от 5 до 6 лет, мы исключали эти цифры, как недостаточно показательные и принимали к сведению только те, где 5 и более ответов. На рисунке эти данные отображены в виде плоской черты (в таблицах они просто не указаны).
![Рис. 5. Корреляция вознаграждения маркетингового директора и количества лет работы в компании.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/dependence-of-cmo-remuneration-on-the-number-of-years-of-work-in-the-company.png)
Цифры показывают, что если СМО работает в компании от года до трех лет, то в уровне зарплаты таких специалистов нет значительной разницы. У СМО, которые работают в компании 4-5 лет, вилка несколько выше — от $2500 до $6000, на медиане $4000.
Интересно, что СМО — единственная роль в серии наших обзоров зарплат C-level, где на медиане сотрудники возрастом до 30 лет имеют доход выше ($3000), чем после 31 года. Хотя в возрасте от 31 года верхняя вилка зарплаты на $1000 выше — $5800.
![Рис. 6. Взаимосвязь вознаграждения и возраста СMО.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/relationship-between-remuneration-and-age-of-cmo.png)
Возраст компании не значительно влияет на уровень оплаты СМО. Хотя на медиане СМО, которые работают в компаниях, основанных свыше 5 и 10 лет назад, оплата $3000-$3500. В тоже время и в компаниях возрастом 1-3 года вилка оплаты довольно высокая — до $5600.
![Рис. 7. Связь вознаграждения маркетингового директора и возраста компании.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/the-relationship-between-the-remuneration-of-the-marketing-director-and-the-age-of-the-company.png)
Уровень оплаты растет с количеством сотрудников, работающих в компании.
![Рис. 8. Медиана вознаграждения маркетингового директора от количества сотрудников в компании.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/the-median-remuneration-of-a-marketing-director.png)
![Рис. 9. Связь вознаграждения директора по маркетингу с количеством его подчиненных.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/the-relationship-between-the-remuneration-of-the-marketing-director-and-the-number-of-his-subordinates.png)
У СМО, имеющих бонусную часть в структуре оплаты, доход выше — $4000 на медиане против $2000 у тех, кто получает только ставку.
![Рис. 10. Взаимосвязь вознаграждения СМО от формы оплаты — только фиксированная часть или фикс + бонус.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/relationship-of-cmo-remuneration-from-the-form-of-payment.png)
Показательны данные по уровню удовлетворенностью работой сотрудников в связи с их заработной платой. СМО с вилкой зарплаты $2000-$5800 более удовлетворены своей работой, чем те, кто зарабатывает от $750 до $3900.
![Рис. 11. Взаимосвязь удовлетворенности СМО работой и уровня его вознаграждения.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/relationship-between-cmo-job-satisfaction-and-the-level-of-his-remuneration.png)
Но есть и те, кто неудовлетворен своей работой, получая $4000. Поэтому мы проанализировали дополнительные факторы мотивации, демотивации и некоторые условия работы маркетинговых директоров.
KPI, факторы мотивации и демотивации маркетинговых директоров в украинском IT
![Рис. 12. Взаимосвязь удовлетворенности работой и уровня вознаграждения СМО (блокспот, с учетом данных, где было меньше 4-х ответов).](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/relationship-between-job-satisfaction-and-the-level-of-cmo-remuneration.png)
Для сотрудников на данной должности особенно важны свобода в принятии решений и их имплементации (72, 41%), а также профессиональное развитие (по 68, 97%). На третьем месте — культура доверия в компании (55, 17%). Уровень зарплаты занимает 4-е место в факторах мотивации (51, 72%).
![Рис. 13. Факторы мотивации СMО (кликните на график для увеличения).](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/cmo_motivates_min.png)
Демотивируют, прежде всего, низкий бонус или его отсутствие (51, 72%), недостаточный уровень зарплаты (48, 28%) и в одинаковой мере (44, 83%) — недостаток баланса работа-жизнь и недостаток свободы в принятии решений и их внедрении.
![Рис. 14. Факторы демотивации СMО (кликните на график для увеличения).](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/cmo_demotivates_min.png)
У 37, 93% KPI связаны с реализацией планов департамента, у 31, 03% с общим доходом компании. Нет KPI у 24, 14% опрошенных СМО.
![Рис. 15. KPI, за которые маркетинговым директорам выплачивают бонус (кликните на график для увеличения).](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/cmo_kpi_min.png)
По 34, 48% участников оформлены как ФОП и по КЗоТ. 13, 79% никак не оформляют свои отношения с работодателем.
![Рис. 16. Форма оформления сотрудничества компаний с СМО.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/cmo_cooperationform-1024x724.png)
И у 72, 41% опрошенных оплата привязана к курсу доллара.
![Рис. 17. Валюта, к которой привязана выплата вознаграждения маркетинговых директоров.](/storage/content/articles/article_5f20ce303877b/cmo_currency-1024x724.png)
Будем рады, если информация окажется полезной для принятия правильных бизнес-решений. И напомним, что готовы помочь компаниям с поиском CМO и других C-level менеджеров.
P. S. Благодарим Виталия Луженцова за профессиональную помощь в обработке данных. Автор: Екатерина Оса дчук, СЕО INDIGO Tech Recruiters